Первый раз мы задумались о том, действительно ли все албанцы исповедуют ислам, во время обеда в городе Лежа. Дело в том, что напротив ресторана на другом берегу Дрина возвышалось новое, почти с иголочки, грандиозное сооружение — кафедральный собор святого Николая, освященный лишь 28 октября 2007 года. Впоследствии оказалось, что Лежа входит в число албанских городов, в которых проживает большое количество христиан — около четверти населения в нем исповедуют католицизм, кроме того там много и православных.
Для интересующихся проблемами вероисповедания может быть любопытной и такая информация: епархия Лежи была образована еще в XIV веке и первоначально входила в митрополию Венеции. Сразу же после завоевания Албании турками эта епархия пришла в упадок, поскольку три из пяти католических церквей в городе Лежа были переоборудованы в мечети. После освобождения от османского владычества с начала прошлого века местом католического паломничества являлся монастырь святого Антония Падуанского, находящийся в Леже, и вот наступает дальнейшее возрождение этой епархии.
Но настоящим ударом для меня была ночь в городе Шкодер, в отеле прямо напротив главной мечети города. На улице было совсем еще темно, когда нас разбудил громкий голос муэдзина, это правоверных приглашали совершить утренний намаз. Создалось впечатление, что громкоговоритель находится прямо в нашем номере, да практически так и оказалось, ведь наше открытое окно было только чуть-чуть ниже того балкона на минарете мечети, на котором прямо напротив отеля был закреплен радио-колокольчик. Распахнутое окно буквально втягивало в себя все звуки, доносившиеся в тот момент с улицы. Я вскочил, надо было срочно захлопнуть оконную створку, чтобы ребенок не успел разгуляться, но, закрыв ее, я невольно бросил взгляд на часы: правильно, нет еще и пяти утра, светлая полоска на востоке явственно свидетельствовала, что вскоре светило появится на горизонте, и я задержался у окна, рассматривая картину, которая открывалась внизу. А там была дорога, ведущая к храму.
Но что-то было не совсем естественным в этом довольно-таки привычном виде, который я много-много раз наблюдал в других мусульманских государствах. Спросонья я никак не мог понять, что же не так, а потом хлопнул себя по лбу, это было очевидно, но совсем необычно — на улице не было людей, никто не направлялся в сторону мечети. Я простоял у окна довольно долго, вот замолчал магнитофон, на котором был записан призыв муэдзина, вот и солнце взошло, значит, намаз был завершен, но на улице так никто и не появился. Это заставило меня опять вернуться к вопросу о роли веры в жизни албанского народа. Официальные проценты свидетельствуют только, что в стране имеются мусульмане, католики и православные, но сколько их на самом деле, эти проценты сказать никак не могут.
«Албания — это единственная мусульманская страна в Европе», — прочитал я в какой-то статье и удивился, наверное, автор просто-напросто забыл о Турции, которая официально является европейским государством и даже претендует на вступление в ЕС; или о соседе Албании по Балканскому полуострову — Боснии и Герцеговине, в которой на бумаге примерно такое же соотношение приверженцев к той или иной религиозной конфессии, как и в Албании, но которая совсем недавно перенесла жесточайшую в последние десятилетия войну, где религиозная составляющая играла не последнюю роль, вследствие чего весы явно склонились в пользу победителей, коими стали мусульмане.
Конечно, мир меняется и при этом меняется довольно стремительно, в некоторых мусульманских государствах появились так называемые Modern Muslim, то есть современные мусульмане, и в этих странах в мечети ходит бить намазы в основном только старшее поколение, и то довольно немногочисленное. Но то, с чем столкнулись мы в Шкодере да еще в праздничные дни — начинался третий день Курбан Байрама, праздника жертвоприношения — оказалось неожиданным.
Возможно, это произошло, так как албанцы никогда не были ревностными мусульманами и борцами за веру. Ведь после захвата страны турками их просто насильно омусульманили, но при этом в стране все равно осталось много христиан, особенно в труднодоступных горных районах. Да, наверное, не так уж и легко изменить веру целой страны, даже за четыреста лет порабощения. После достижения Албанией независимости католической церковью были предприняты некоторые усилия по возвращению албанцев в лоно христианства, но к власти в стране пришли коммунисты, и Албания официально, на государственном уровне, провозгласила себя единственной в мире атеистической страной. Характерным в этом плане является приписываемое Энверу Ходже высказывание: «Единственной религией албанцев является Албания».
В современной Албании приверженность бывших атеистов к той или иной вере нередко зависит скорее от материальных или политических выгод. Так, благодаря Матери Терезе, являющейся по национальности албанкой, в стране появилось много католиков. И дело не только в том, что она чрезвычайно популярна в стране, а скорее в том, что благодаря ей в центре Тираны был открыт университет с льготным обучением для албанцев-католиков. Затем в стране появилось много новообращенных мусульман — оказывается, арабские банки начали давать беспроцентные кредиты правоверным. И наконец к власти в Албании в 2005 году пришел православный президент и очевидно, что после этого в стране появилось немало ортодоксальных христиан.
Закончу эту тему данными статистики, свидетельствующей, что в современной Албании открывается примерно равное количество церквей и мечетей, хотя на наш взгляд, христианских храмов в стране значительно больше, чем мечетей.
Владимир Жестков, согласна, скорей всего в Стамбуле снижают уровень пения в туристической зоне,во всяком случае меня не напрягало, хотя тоже спали с открытыми окнами, стараюсь по возможности спать с выключенным кондиционером.
Согласна и с тем, что у нас туристам любят страшные сказки расказывать, особенно про мусульманские страны.И я слышала столько небылиц и чуши про ОАЭ,и как вы быстро избавилась
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Конечно, это не Албания, - Черногория. Но страны - рядом, поэтому, думаю, что характерное для одной из них, обязательно встречается в другой.
Один из моментов, что поразил мою младшую во время её краткого пребывания в Черногории, это то, что в большинстве христианских храмов страны, как правило, по два придела. Один во имя православного святого, второй - во имя католического. При этом в одном здании одновременно (!) могут совершенно спокойно идти две службы. И по католическому канону, и по православному.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Константин Кучер, на это я не обратил внимание, постараюсь разобраться в ближайшую поездку.Спасибо за оценку
0 Ответить
Албания даже во времена Османской империи была для Стамбула очень проблематичной исламской страной. Но никому не хотелось уходить так далеко, забираться в горы и вникать в богословские тонкости. Покорны и покорны.
Босния же охотно перешла в ислам потому что там исповедывали очень старую версию христианства, арианство. Которое потом было признано ересью. И тут же все окрестные владыки полезли в страну наводить свой порядок, а короче говоря, пограбить. Боснийцев это миссионерство так заколебало, что они при первой возможности ушли под руку сильных защитников - Османов.
Важна, конечно, не исповедуемая религия, а то, как она исповедуется и проповедуется. А еще важнее, думать своей головой.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Марк Блау, Ваш комментарий. как всегда, очень аргументирован, большое спасибо за разъяснения. А что касается, как исповедуется ислам в Албании я увидел собственными глазами.
0 Ответить
Владимир, на мое мнение,для туриста не важно мусульманская страна или христианская, важно качество отдыха,безопасность, наличие достопримечательностей,исторических ценностей , интересных и красивых мест.Из двух вариантов, таких как Эмираты и Греция, я выберу Эмираты-мусульманскую страну. По качеству отдыха.
Насчет Турции: Турция уже как 2 года перестала стркемиться в ЕС.. Турция больше не стремится присоединиться к ЕС. Только 17% жителей страны поддерживают вступление против 34% в 2011 году, пишет The Wall Street Journal со ссылкой на опрос Европейского фонда Турции по образованию и научным исследованиям (Tavak).
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Наталья Дюжинская, Вы знаете меня это тоже как-то не очень интересует, но когда у нас писали, что там небезопасно, в том числе и из-за мусульманских экстремистов. Я ехал туда, чтобы самому избавиться от этих навязчивых стереотипов. От того, кто албанцы с религиозной точки зрения я избавился очень быстро.
Народ в Турции может быть и против ЕС, а вот как в от ношении руководства страны, я не уверен. Впрочем, поживем увидим.
0 Ответить
А мне нравится как поют муэдзины , даже рано утром,на восходе солнца. В наше первое посещение Стамбула мы стояли в его исторической части- Султанахмеде, недалеко от Голубой мечети.Помню, как проснулась от пения муэдзинов на заре,встала и поднялась на крышу отеля , смотрела восход солнца над Айей Софией и Мраморным морем, как в Босфор заходили огромные туристичекие лайнеры...Потрясающие впечатлдения и драйв на весь день!Я с удовольствием езжу в мусульманские страны, люблю бывать в мечетях, в Абу Даби очень люблю Sheikh Zayed Grand Mosque. она такая светлая, нарядная, великолепная.В Истанбуле люблю зайти в Сулеймание и Михримах Султан мечети-они тоже красивенные.Арабское название праздника жертвоприношения Ид аль-Адха (араб. عيد الأضحى ‘Īd ’al-’Aḍḥā
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наталья Дюжинская, мне тоже нравится как они поют. но когда это записано на пленку и включено на полную громкость, то утром это уже не так радует. В Стамбуле, где туристов очень много, эту проблему решают снижая уровень шума. В Албании об этом не подумали, да еще окно в номере было нараспашку открыто, так что это большого удовольствия нам не доставило.
0 Ответить