Криминальный мир не прощает плохо завязанных шнурков — очередной рейд приводит к смерти нежно любимого напарника и стагнации карьерного роста. Оплакав medium well останки друга, инспектор благополучно уходит в запой, покамест антагонист продолжает терроризировать старую добрую Англию…
Сколько не снимай Голливуд пародий чудных, а немцам все равно есть где распоясаться. На импортные аэропланы, горячие головы и голые пистолеты Тоби Бауманн ответил хлесткой стилизацией под викторианский детектив, разом окучив произведения родоначальника жанра «триллер» Эдгара Уоллеса. Смело цитируя классиков и современников, Бауманн и компания вдоволь поиздевались над излишне серьезными и прямолинейными экранизациями Уоллеса, а также понатыкали там и сям отсылок к различным культовым фликам, начиная с «Маппет-шоу» и заканчивая «Звездными войнами». При этом их творение не смотрится, как некоторые сегодняшние капустники, набором пошлых гэгов. Оказывается, что смеха ради не обязательно тыкать зрителю в лицо гениталиями или беспрестанно муссировать сортирную тему, есть еще куча способов рассмешить аудиторию, хотя не все они, в силу специфики этой конкретной пародии, будут массово поняты.
Главный герой — нечто среднее между Эркюлем Пуаро, лейтенантом Фрэнком Дребином и вашим соседом-алкоголиком: помятый неуклюжий увалень с дурными манерами, большим сердцем и повадками сыщика. По ходу расследования он пытается совершить несколько невыполнимых миссий — обустроить личную жизнь, отшить нового и крайне назойливого напарника, а также сцапать зарвавшегося Чистильщика, помесь Фантомаса с Призраком оперы. Будь то звездный голливудский проект, схватка шеф-инспектора и преступника стала бы краеугольным булыжником повествования, но создатели на этом, слава богу, не остановились и наводнили сюжет массой колоритных второстепенных персонажей. Тут вам и старушка-синий чулок с нецензурной фамилией, и измученный женой и железным занавесом турист из ГДР, и, наконец, феерически забавный дворецкий-фюрер с характерными усиками и замашками. И это далеко не вся коллекция экстравагантных типажей. Ценно то, что все они не сливаются в единое месиво, не толкаются и не мешают друг дружке в кадре, а равномерным слоем размазаны на весь хронометраж. Бауманн каждому выделил по несколько минут славы.
Просчет авторов лишь в том, что в качестве объекта насмешек они избрали серию малоизвестных широкой аудитории западногерманских лент лохматых годов. Им бы последовать примеру Брукса, который брал за основу бессмертные сюжеты («Молодой Франкенштейн»), или троицы Цукер-Цукер-Абрахамс, что пародировали относительно свежие хиты. В результате ряд забавных киноцитат и аллюзий просто теряется в ворохе стандартных скетчей. Кто все эти «люди»: монах с хлыстом, мужик в костюме Кермита, аббат в розовой рясе? Между тем все это персонажи книг Уоллеса, популяризированных в 50−60-х годах немцами Альфредом Форером и Харальдом Райнлем. В «Чистильщике» все они — лишь дань уважения прошлому, задний фон для истории, которая многим напомнит «Фантомаса» Юнебеля. Напомнит в хорошем смысле, хотя фильму явно не хватает профессионалов уровня де Фюнеса и Маре. Спору нет, и Оливер Калкофе, и Бастиан Пастивка отыграли достойно, но все же не блестяще. Возможно, тому виной отсутствие в германском отечестве сильной комедийной школы, тогда как французские и итальянские имена у всех на слуху.
Тем не менее лента получилась легкой, ненавязчивой и бесшабашной. Не разнузданной и пошлой, как большинство современных американских горе-пародий, а стильной и изобретательной. Может, до ранних шедевров Брукса и не дотягивает, но нехватку природного таланта авторы компенсируют энтузиазмом и уважением к цитируемому материалу.
А при чём здесь лицемерие? Рассказ воспринимается скорее больше об обычной элементарной невоспитанности главных действующих лиц.