С жильём на новом месте морякам поначалу, как обычно, «пришлось туго». Но по прошествии 11 лет о жилищной проблеме вроде как «забыли». Кто уплотнился, кто квартирку в новостройке отхватил, кто в другое место перевелся, а кто и на дембель отчалил. Впрочем, старожилы экипажа переезд с Черного моря на ТОФ нет-нет, да вспоминали. И командиры помнили, и замполиты, и особисты — военные контрразведчики — «по долгу службы» не забывали.
Людей можно прижать — куда им деваться, все выполнят «через не могу». С железом сложнее, оно приказов не слушается, обещания в зачет не принимает, «вынь да полож» — только так и работает. Подошло время «Минску» в обратный путь топать вокруг Африки, в родной Николаев, на заводской капремонт.
Что за ремонт? Не просто красочку по металлу размазать. Корабль надо поставить в сухой док, ободрать весь сверху донизу, заменить все, что меняется, пластик и дерево, гайки и болты, вооружение и оборудование.
Работы — новый авианосец построить, пожалуй, проще. Сколько времени уйдет? Толком никто сказать не может. Несколько лет, может, и больше чем на строительство. Как же семьи? Перспективы самые невеселые: снова Николаев, временные чужие углы, неустроенность и плотный туман в направлении будущего.
Задумался экипаж… Не было никаких заговоров и организованных группировок с преступными замыслами, уж рьяные особисты явную крамолу быстро бы вычислили, но крейсер «Минск» в ремонт так и не попал.
Его пытались выгнать из Владивостока целый год. И как назло, всегда в самый последний момент выяснялось, что чего-то не запасли, кого-то не хватает или какой-либо ответственный механизм напрочь отказывается выполнять свои функции.
Вышестоящие командиры всех рангов грозно топали ногами, стучали кулаком по столу и орали на подчиненных благим матом, обещая загнать в такие места, где съемный угол в Николаеве будет вспоминаться как государственная награда. Замполиты по кубрикам и ленкомнатам собирали личный состав, проводили патриотические беседы, настраивая на очередное героическое выполнение ответственного задания, сулили славу, почет, ордена и прочие награды без счету. Особисты выслушивали доклады «стукачей», брали на карандаш все, что только можно было взять, намекали в «дружеских» разговорах офицерам и мичманам на нехорошие условия содержания в местах заключения и клятвенно заверяли партийно-государственное руководство, что «эту гниль» они на чистую океанскую воду выведут.
Наверняка бы выявили и вывели, если не гниль, то крайних. И крейсер, несмотря на ветхое техническое состояние, наверняка бы до Николаева дошел, а по окончании ремонта еще много лет бороздил моря и океаны. Но… Перестройка закончилась развалом Союза, Николаев оказался «иностранным» городом, деньги, выделенные на ремонт, «испарились» чёрт его знает куда, да и сам ремонт перестал интересовать морское начальство. Гордость советского ВМФ поначалу поставили на прикол, потом разоружили и продали на металлолом.
Спасибо братьям-китайцам. Выкупили бывшую нашу гордость, подмазали, музей-развлекательный центр «Shenzhen Minsk World» в ней устроили. Если бы не они, так распилили бы то, чем гордились, да в переплавку. А так — хоть российским туристам показывают то, что сами россияне опрометчиво в металлолом списали.
Можете и вы туда съездить. Походите по стальным палубам, послушайте рассказы экскурсоводов, поешьте деликатесов китайской кухни, да призадумайтесь между делом, как французский вертолетоносец Мистраль хранить будем? Если заимеем, конечно…
Давно хотелось узнать эту историю. Как начиналась - слышал, почему и чем закончилась - знаю, теперь узнал и всю поднаготную. Спасибо
Оценка статьи: 5
1 Ответить
В Сан-Диего бы...
Оценка статьи: 5
0 Ответить