В данной статье я расскажу вам о своем опыте поиска сотрудника в одной отдельно взятой коммерческой организации.
Так уж получилось, что в компании, где я работаю, освободилось место оператора ПК. Встал вопрос о поиске нового кандидата на эту должность. Организация у нас хорошая, текучка кадров самая минимальная. Подумали мы с руководителем и решили, что нет никакого смысла предъявлять какие-то особые запросы к соискателям. Требовалось лишь оконченное образование (не обязательно высшее), желание работать и базовые знания Excel. Ввиду того, что эта должность у нас традиционно занималась представительницами прекрасного пола, в данной ситуации мы решили не изменять этому принципу.
Все эти требования я, как и положено, изложила в вакансии. Также я подробно описала условия работы в компании: график работы, соцгарантии, заработная плата и т. п. Отдельно указала точный адрес нахождения офиса, чтобы соискатели могли ориентироваться, удобно ли им будет добираться до нас. По новому трудовому законодательству, работодатель теперь не имеет права указывать в вакансиях требования к полу и к возрасту. Поэтому я была заранее готова, что получу кучу откликов от потенциально неподходящих кандидатов.
Оформленное таким образом объявление я разместила на всех популярных сайтах по поиску работы. Их, к слову сказать, оказалось не так уж и мало. Ведь охвату подлежали не только федеральные интернет-ресурсы, но и региональные. Когда всё было готово, я стала ждать отклики соискателей. Нужно отметить, что я была почти уверена в том, что мне удастся закрыть этот вопрос достаточно быстро. Максимум за семь рабочих дней. И то мне казалось, что это слишком много для подобного рода мероприятия.
В первый же день мне на электронную почту поступило сразу тринадцать резюме. Казалось бы, это ли не успех? Ведь есть же из кого выбрать! Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что пригласить на собеседование можно лишь одну девушку. Остальные кандидаты не подходили по самым разным основаниям. Дальше начались звонки от потенциальных претендентов. И вот тут выяснилось одно довольно неприятное обстоятельство. Как оказалось, соискатели профиль вакансии не читают или читают по диагонали. Иначе как же тогда объяснить тот факт, что они задают те вопросы, ответы на которые прямо указаны в профиле?
Поначалу у меня не раз случалась ситуация, при которой я вступала с соискателем в диалог, задавала ему умные вопросы, и к тому моменту, когда у меня уже возникало желание пригласить его на собеседование, последний отказывался из-за того, что «слишком далеко». Здорово, правда? А в объявлении прочитать точный адрес организации тяжело было? Ведь, с моей точки зрения, если человек откликается на это объявление, значит, он уже прикинул, сможет ли он добираться до офиса компании. Но это я так считала… Потенциальные соискатели считали иначе… В дальнейшем, во избежание недоразумений, вопрос о местонахождении офиса был первым.
Почему соискатели не читают профиль вакансии, мне совершенно непонятно. Возможно, считают, что их составляет кадровая служба, которая ничего не знает о реальных обязанностях потенциального сотрудника. Однако складывается такое впечатление, что соискатели отправляют своё резюме всем без разбора, ориентируясь только лишь на название вакансии. Дескать, разбираться буду позже, пусть сначала работодатель изучит, подхожу ли я ему. Вот и приходится изучать. А точнее так — тратить своё время на кандидатов, которые потом откажутся прийти на собеседование по причине того, что их не устраивает заработная плата, местонахождение офиса, график работы и т. п.
Также я была очень удивлена тем, что соискатели умудряются без всякого зазрения совести не приходить на уже назначенное собеседование. Без объяснения причин. Просто так — взять и не прийти. Когда начинаешь звонить и узнавать, почему так, в ответ, как правило, слышны лишь телефонные гудки. Как вариант, твой вызов могут сбросить. В самом крайнем случае — ответят и начнут нести какую-то несуразицу по поводу того, почему прийти не удалось. Одна особо «наивная» девушка после моего (не её!) звонка ей стала просить перенести собеседование на другое время. Нет уж, спасибо, мне безответственные сотрудники совершенно ни к чему.
Какие еще «ляпы» допускают соискатели? На самом деле их довольно много и перечислить их все нет возможности. Но некоторые я назову.
1. Резюме отправляют с электронного адреса с явно неподходящим именем. Когда получаешь резюме с адреса типа «sladenkaya@…» и т. п., желание встретиться с таким кандидатом пропадает сразу. Также нужно проверить, что у вас указывается в наименовании отправителя. В идеале — это ваше полное имя и фамилия. Недавно получила резюме от отправителя «любимая девушка». Даже открывать его не стала. Смысл терять время? Зарегистрировать новый электронный ящик сейчас нет никакой проблемы. Это займет не больше пяти минут. Зачем же так подставляться? Боюсь, что «любимая девушка» еще долго будет искать работу, недоумевая, почему её резюме игнорируют.
2. Резюме соискателя слишком короткое или, что много реже, излишне перегружено информацией. Дело в том, что к написанию резюме нельзя относиться как к простой формальности. Резюме — это ваша самопрезентация. Даже если вы первоклассный специалист в своей области, работодатель об этом никак не догадается, если вы сами ему об этом не расскажете. Но рассказывать нужно умело — без воды и лишних эмоций.
3. Соискатели не утруждают себя написанием сопроводительного письма. Конечно, это нельзя назвать критичной ошибкой, но… Резюме с сопроводительным письмом располагает к себе много больше, чем без такового. Не нужно переписывать в нем всё своё резюме. Достаточно указать, что вам бы хотелось работать в этой компании и что ваших знаний и опыта будет достаточно для предлагаемой должности.
4. Соискатели не запоминают имени рекрутера. Даже когда приходят на собеседование. Они просто не знают, к кому они идут. Это сразу производит отталкивающее впечатление.
5. Соискатели сами не знают чего хотят. Когда в резюме в поле «желаемая должность» указываются варианты от помощника руководителя до генерального директора, это вызывает не столько недоумение, сколько раздражение. Ведь если у соискателя изначально в голове хаос и он не знает, где он желает самореализоваться, то чем ему может помочь работодатель?
Итог моих двухнедельных поисков оказался неутешительным. Мне так и не удалось найти подходящего человека. Однако я не теряю надежды, что на следующей неделе я всё-таки смогу закрыть эту вакансию.
"Требовалось лишь оконченное образование (не обязательно высшее), желание работать и базовые знания Excel. Ввиду того, что эта должность у нас традиционно занималась представительницами прекрасного пола, в данной ситуации мы решили не изменять этому принципу. Все эти требования я, как и положено, изложила в вакансии. Также я подробно описала условия работы в компании: график работы, соцгарантии, заработная плата и т. п." Во-первых, ограничение по полу - это глупо и несовремнно. Во-торых надо еще рассказать что конкретно будет делать человек. Вы конечно профессионал, но у меня на поиск работника на авито уходить не больше недели ВСЕГО)
0 Ответить
Марта Алексеева, то,что у нас в России называют менеджером по продажам-это рядовой клерк.А вот начальник отчела продаж уже менеджер или почти....
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наталья Дюжинская, не цепляйтесь к названиям. Не нравится менеджер - пусть будет агент по продажам. Но все же... Я знаю людей, которые эффективно работают и в должности агента, и в должности начальника отдела этих агентов. Почему такой человек не может претендовать на две должности сразу?
0 Ответить
Марта Александрова,"А как же насчет "узкий специалист подобен флюсу"?"
Да никак,просто приходите с проблемами ЖКТ на прием к дантисту и говорите ему эту фразу, ну или к гинекологу с флюсм
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наталья Дюжинская, ну зачем такие крайности? Но в мире полно смежных профессий, в каждой из которых вполне успешно может работать один человек. И разных должностей в рамках одной профессии - тоже. Почему, например, человек не может претендовать одновременно на должность менеджера по продажам и на должность начальника отдела продаж?
0 Ответить
Кстати, навеяело... Буквально на днях со мной случилась история. Предложили мне интересную вакансию (сразу оговорюсь: работу не ищу, но варианты рассматриваю), дали электронный адрес для связи. Высылаю резюме, пишу сопроводительное письмо. Приходит ответ: "Я вам перезвоню". Ни здравствуйте, ни до свидания... И я сразу понимаю: меня эта вакансия и этот работодатель больше не интересуют. И именно поэтому я вежливо могу ответить: нет, извините, ездить к вам далеко.
Такие мелочи очень бросаются в глаза - и это правило действует не только в отношении работодателей, но и в отношении работников.
Не так давно искала сотрудника, получила несколько резюме. Часть из них сразу отложила подальше. Почему? А просто резюме были плохо отформатированы (разные шрифты, разные отступы - причем необоснованно разные). И я сразу понимаю: у человека проблемы а) с логикой; б) с системностью; в) с аккуратностью. А поскольку для конкретной вакансии эти качества важны, то я таких кандидатов не буду рассматривать - что бы ни было написано в их резюме.
1 Ответить
Марта Александрова, с опытом и возрастом уже не только тебя выбирают, но выбираешь и ты. И появляется право и уверенность сказать прямо, на предложение работы: "Я бы у вас работать не хотел".
0 Ответить
Игорь Ткачев, можно и прямо, конечно.
0 Ответить
Маргарита Ромашкина, "Я, например, могу работать и там и там, и плюс бухгалтером и экономистом, и пиар-менеджером, и секретарем, и еще кем-то"
Я бы такого бухгалтера не взяла....пусть еще кем то и работает. Объясню-бух должен быть в тренде , в курсе всех изменений законодательства, а если человек не работал хотя бы год бухгалтером, то он выпал из реалий.Ну материалиста еще можно вязть, а вот расчетчика зарплаты -увы...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наталья Дюжинская, -) поддерживаю-) год - и ты на свалке.
Последние два года в активных продажах на Запад и по всему миру (охотничье снаряжение, логистические и транспортные услуги). Есть опыт, были клиенты по всему свету, был гонор - да, я был крут-).
Но пришлось переквалифицироваться в продавца софта (программного обеспечения) - ведь и там, и здесь продажи. Ан нет. Одно яблоко продавать яблоки на углу, другое яблоки за углом, третье продавать самолеты...
Даже если вы были классным главбухом в одной конторе своего города, не обязательно вы будете таким же классным уже в другой конторе: везде своя специфика, даже за углом.
А ежели сделаете паузу, то можете оказаться в прошлом веке...
1 Ответить
А как же насчет "узкий специалист подобен флюсу"?
0 Ответить
Игорь Ткачев, без вас как без помойного ведра,
вы не в теме, особенно не в теме бухов и главбухов...
продолжайте работать в конторах,удачи
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наталья Дюжинская, вы читать, милочка, умеете? Или все на эмоциональной волне?
Расшифровываю: я не писал о ВАС лично, и не нападал совершенно.
А то все призраки везде мерещатся.
0 Ответить
Маргарита Ромашкина, согласна,зрим в корень -либо наш человек и готов трудиться, учиться, восстанавливаться.Либо побегушка -поскакушка,готовая казаться кем угодно за деньги. Не проблема, что нет опыта или он утрачен.Согласна и с тем, что бездарей много,косячат направо и налево. Сама , было дело, восстанавливала и правила, благо, что был небольшой период восстановления.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Почему соискатели не изучают внимательно требования в вакансии? Да потому что и раб-датели там часто пишут черте-че. Пишут форматно. Например, "знание ин./анг. языка", хотя в большинстве случает оно, простите, на фиг не нужно. Или возраст до 35 лет. Но рассматривают и тех, кому за 40.
Порой и сам работодатель толком не знает, кто ему конкретно нужен. Многостаночник или спец узкого профиля.
А то, что найти подх кандидатуру сложно - на последний двух местах у нас была постоянная текучка: за год, в коллектив, где работало 10 человек, так или иначе приходило и уходило от 15 до 20 чел. В первую очередь, потому что сам раб-ель не желает тратить время и деньги на скрининг-кастинг. Во-2-х, потому что подходит ли тебе это место, как с точки зренеия раб-взятеля, так и раб-дателя, можно убедиться только там поработав 1-3 мес.
Это уже давно тенденция. Конечно, если ты не на заводе, где все более-менее регламентировано.
1 Ответить
Присоединюсь к этому мнению. То, что соискатель получит на самом деле, и то, что написано в вакансии - часто это, что называется, две большие разницы.
Екатерина, даже в мелочах из вакансии часто бывает невозможно понять, что вас ожидает. Почему соискатель только в процессе беседы понимает, что ему далеко ехать? Да потому что тот адрес, по которому находится головной офис и который наверняка указан на вашем бланке, совсем не обязательно совпадает с адресом, где человеку придется работать. У вас это один адрес - прекрасно. А ведь есть масса компаний, где это разные адреса.
Почему человек спрашивает, кем ему придется работать? Да потому, что в разных компаниях под одним и тем же названием должности могут скрываться совершенно разные обязанности. Человек, который работал в разных компаниях (или ходил на собеседования в разные компании), знает об этом подвохе и, естественно, сразу уточняет.
0 Ответить
Екатерина, спасибо.Может я и молодец,нравится делиться знаниями, опытом, ну не буду же я как Кощей сидеть на мешках знаний и беречь их .Бухам всегда говорю -читайте!Читайте первоисточники( НК РФ ), затем комменты и разъяснения, а уж потом, когда есть вопросы,сомнения -подходите ко мне.А не наоборот.Меня просили почитать в университете вводный курс МСФО,но не мое это -бухгалтерский учет, даже логичные МСФО.Налогообложение на общей системе я бы с интересом почитала, но не получилось по времени.Хочется и для себя пожить
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Добавлю-по дресс коду не заморачиваюсь . Но! По одежке встречают,поэтому всегда говорила своим новеньким бухам-пока себя не проявите спецами и трудолюбами,не следует баловаться откровенными мини юбками и шортами, курить в офисе и тд .Мне безразлично в чем ходят бухи -хоть в трусах и каске, а вот генеральные директора могут не понять и не принять подобное.Со всеми вытекающими, прецеденты были
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Иван Петров, ради хорошей работы и последующей переписки, я думаю, что необходимо сменить "сладкую кису" на фамилию, имя владельца.Ну а если работать в должности "девочка по вызову" -то "сладкие адреса" в самый раз.
И это не причуды кадровика( я не кадровик ), это норма делового общения.То же самое, что ко мне на собеседование на должность зама главного бухгалтера придет девица в раскраске боевого попугая ,жутком мини и декольте.
Согласна полностью с автором статьи. статья правильная и хорошо написана!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Екатерина, все правильно написали!Совершенно верно! Сейчас, при поиске бухгалтеров, столкнулась почти со всеми пунктами вашей статьи, в том числе с адресами, типа мурочка, конфетка, снежинка и, так же как и вы, сразу вычеркнула их владельцев.Вычеркнула неопределившихся , тех кто выразили желание работать и помощником бухгалтера и помощником руководителя и менеджером ( во какие специалисты широкого профиля).Что получила в сухом остатке-профессионалов.Зачем тратить свое дорогое время на пустые собеседования?В итоге я пришла к тому, что либо беру профи, но без понтов и огромных запросов, либо беру незрелого буха после университета, готового учиться, трудолюбивого, стремящегося сделать карьеру.Учу его, помогаю и в итоге получаю бонусы ( моральные, разгрузку в работе).Немало хороших главных выросло под моим крылом.Много благодарностей получаю,несмотря на мои ежовые рукавицы .Мне вобще в кайф учить человека, если он готов ...А вот трата сил и времени в пустого человека истощает( истощают и бесплодные собеседования), это все равно ,что отапливать космос
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Наталья Дюжинская, большое спасибо Вам за отзыв!Вы молодец! Для того, чтобы учить новичков "с нуля" нужно действительно очень любить свою профессию и иметь преподавательский талант!
0 Ответить
А я бы выгнал такого кадровика. Отсекать соискателей из-за не понравившегося электронного адреса? Тараканы в голове (по любому поводу) весьма не привлекательные характеристики человека. Так как чем больше тараканов, тем меньше адекватность.
В целом часть советов полезна, часть - отражение некоторых шаблонов в голове автора. А в другой организации у кадровика будут другие шаблоны.
ps. первый пришедший пример в голову - е-mail создан давно, на нее человеку валится куча писем. ради работы ОПЕРАТОРОМ ПК кто-то будет заводить новый ящик?
2 Ответить