Погода была солнечная и даже жаркая — +28−30. Несмотря на то что вход в ЦПКиО платный для большинства людей — кроме пенсионеров и детей, народ от метро шел «кучно», как на демонстрацию в былые времена, семьями, с детьми разного возраста. Конечно, многие просто шли погулять в этом замечательном парке, но и на лужайке у Елагина дворца было уже столпотворение. Как и в субботу, на сцене стояли декорации в упрощенном варианте и начал репетицию оркестр. Сидячие места были снова разделены на общедоступные — 5 рядов мест по 50 в каждом и столько же для ВИП персон. С большим трудом нашла одно место в последнем ряду и была счастлива, ведь до спектакля оставалось почти полных три часа!
Среди соседей оказалось несколько человек — зрителей с предыдущего спектакля. Разговаривали, обменивались мнениями. Одна дама «далеко за…» была с внуком-подростком, сказала, что и в прошлом году была на всех спектаклях и в нынешнем тоже, очень довольна, и внуку всё нравится. Они оказались в числе многих мудрых, учитывающих погоду — принесли с собой зонтики, но не от дождя, а от палящего солнца. У Елагина дворца, где возвели сцену, совсем нет никакой тени, солнце палило невероятно, и зонтики были как нельзя кстати. Мы с соседкой весьма сожалели, что не были столь предусмотрительны.
Однако мы могли по очереди все же выйти на 10−15 минут куда-нибудь в парк, к реке, постоять под деревьями в тени. А каково было оркестру и исполнителям? Почти два часа шла репетиция оперы, артисты сменяли друг друга, пока без костюмов. В принципе, послушав репетицию, можно было и уйти домой, но лишь немногие, измучившись под жалящим солнцем, покинули территорию импровизированного зрительного зала. Чем ближе к началу спектакля, тем больше становилось народу. Опять бесплатно раздавали программы со списком исполнителей.
В 18 часов, после вступительного приветствия организаторов фестиваля, начался спектакль. Заняли свои места музыканты сводного оркестра, которым управлял Оливер Ведер, немецкий дирижер. Он обратился к публике на вполне сносном русском языке, так как в свое время окончил Санкт-Петербургскую консерваторию. Он сказал: «Когда мне полгода назад предложили продирижировать эту оперу, я сразу согласился. Это чрезвычайно важное для меня произведение, особенно учитывая то, что фестиваль проходит в Петербурге».
Прекрасно пел сводный хор под руководством Юлии Хуторецкой. Сольные партии исполняли солисты Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории Александра Попандопуло, Владислав Лесик, Дамир Закиров; Елена Кнапп (Германия); Владимир Целебровский и Ядгар Юлдашев — из Академии молодых певцов Мариинского театра, лауреаты международных конкурсов Анастасия Мещанова, Людмила Шкиртиль, Евгений Чернядьев, Артем Камалитдинов.
Опера «Пиковая дама» в театре длится более трех часов, с двумя антрактами, это спектакль в трех действиях. Здесь же действие шло без перерыва два с половиной часа! Слепило в глаза солнце, мучила жара, но все продолжали слушать музыку. А публика в основном была немолодая. Не знаю, как вели себя зрители в более удаленных от сцены частях импровизированного зала, уходил ли кто-то. С сидячих же мест, да и из тех, кто стоял рядом, никто не встал и не ушел. Вот и скажите после этого, что у нас не любят или не умеют слушать оперу! Провести ради оперы 6 часов на солнцепеке не всякий может. Когда стихла музыка, встали оркестранты и все участники спектакля вышли на сцену, народ стоя долго аплодировал, скандировал «Браво» и «Спасибо»! Ведь исполнителям было куда сложнее, чем нам, зрителям — мы наслаждались, а они работали.
В городской прессе после окончания фестиваля написали, что по самым грубым подсчётам «Пиковую даму» слушали около 5 тысяч зрителей. Может ли какой-то театр Санкт-Петербурга похвастаться столь вместительным зрительным залом? Я полистала сведения о вместимости наших театров. Да, в основном они вмещают от 1000 до 1500 зрителей. К великому сожалению, наш город, претендующий на звание культурной столицы России, не имеет ни одного летнего театра или эстрады достаточной вместимости.
Никаких претензий к устроителям фестиваля, конечно же, нет и не может быть, низкий им поклон и благодарность. А вот городским властям и Комитету по культуре пора бы подумать о более удобных зрелищных площадках для проведения таких мероприятий в будущем. Ведь есть же огромные по вместимости Ледовый дворец, СКК Юбилейный или СКК Петербургский (бывший им. Ленина), которые не очень-то перегружены зрелищными мероприятиями. А может, стоит по примеру Москвы возродить зеленый летний театр?
А простые граждане Петербурга будут ждать следующего Фестиваля «Опера всем» и новых оперных шедевров.
Тина, спасибо за коммент! И я надеюсь, не очень приятно совершать 6-ти часовые сидения под солнцем( а еще хуже под дождем) даже ради оперы.
1 Ответить
Очень надеюсь, что администрация города подумает о специальном летнем театре, чтобы оперные спектакли под открытым небом стали хорошей традицией Санкт-Петербурга.
Оценка статьи: 5
1 Ответить