Начать стоит с имени. Во многих источниках пишут — Элеонора. Но есть сведения, что ее дед назвал мать Алиеноры по особенному: Alienus — от латинского «особенный». Вот и дочь, родившуюся в 1122 г. (по некоторым данным — в 1124 г.), назвали так же — Алиенора. Наверно, это не так уж и важно, так как понятно, о ком идет речь.
В раннем возрасте девушка осиротела, но вместе с тем оказалась наследницей огромного состояния: богатого герцогства Аквитании. Слишком знатная и богатенькая невеста, чтобы король Людовик VI Толстый ее не заметил. Заметил и еле успел сосватать юную герцогиню своему сыну — принцу Людовику. Сыграли свадьбу, а через несколько месяцев король умер. Алиенора оказалась королевой Франции, женой уже Людовика VII Юного, из царствовавшей тогда династии Капетингов.
Поначалу молодые жили в согласии и ничто не предвещало беды. Но молодая красавица с горячей кровью откровенно скучала. В Аквитании она окружила себя изысканным двором, с красивыми дамами, галантными мужчинами, среди которых было много трубадуров, воспевавших красоту герцогини на всех углах. Там было весело. Во Францию Алиенора хоть и перевезла часть приближенных, но особо разгуляться им не дали: при дворе короля Франции царили чопорность, скука и постоянные молитвы. Людовик бредил Святой землей, постоянно, по поводу и без, каялся в своих грехах и носил под платьем власяницу.
Но все-таки Алиенора учуяла развлечение: супруг собирался в крестовый поход и она вызвалась с ним. Конечно, со своими дамами и трубадурами. Людовик подвоха не понял, а только возрадовался благочестию своей молодой жены. Вот бы еще сына родила, а то только дочь. Ну, не беда, может, оно и хорошо, что в поход вместе пойдем: там, после святых подвигов, зачать будущего короля Франции… набожный Людовик был почти в экстазе от такой перспективы.
Поход — не танцы, но Алиенора поняла это слишком поздно. Откуда ей было знать? Она еще мало прожила на белом свете, защищаемая со всех сторон и всеми обожаемая. Но ничего, дошли до Антиохии, где хозяйничал дядя Алиеноры, Раймунд Тулузский, который был никуда не годным полководцем, зато был хитрым, коварным и развратным. Людовик, как предводитель, тоже — не Карл Великий. Ничего из этого тандема не вышло: цель крестоносцев — Дамаск, остался где стоял, как говорится.
В некоторых источниках можно встретить глупую романтическую сказку об участии Алиеноры в бою: скакала красавица в окружении аквитанских рыцарей в бой и тому подобный бред. Кровавая сеча — не дамская прогулка, и даже не охота. Аквитанским рыцарям в бою больше нечего было делать, как охранять герцогиню? Конечно, получив такой приказ — охраняли бы.
Да только король Людовик и Раймунд наверняка понимали, что Алиеноре в бою делать нечего — слишком велик риск. Да и зачем? Она даже короткий одноручный меч поднять бы не смогла, не говоря уж о том, чтобы им размахивать или голову чью-то снести. Разве что свою, случайно. Не женское это дело.
Неудачным предприятием оказался этот поход для Людовика, он был зол, разочарован и возмущен. Да еще и сплетни про слишком нежные «родственные» отношения Раймунда и Алиеноры… Людовику пришлось силой увозить жену. А по некоторым источникам, они вернулись порознь. Бедный король! Он с колыбели мечтал о подвигах на Святой земле, а смог привезти оттуда лишь малую часть своих, оставшихся в живых, голодных людей и парочку рогов на голове и короне.
Уже во Франции супруги развелись. Не остановило их даже рождение второй дочери. Мнения историков, кто из королевской четы хотел развода, тоже разделились. Но Папа Римский вряд ли дал бы разрешение на развод по просьбе женщины, хоть и герцогини. Скорее всего, Людовику все это надоело. Как же нужно достать, в общем-то, спокойного человека, чтобы он, да еще в те времена, пошел на развод? Чтобы забыл про Аквитанию, которая больше его королевства по площади, да еще и богаче? Но рассудительность и дальновидность никогда не были сильной стороной Людовика VII. Их развели.
А вот Генрих Плантагенет, король Англии своего не упустил, взял и женился. Ну и что, что на разведенной? Пусть говорят, что хотят. Герцогства, размером с королевство, долго и просто так на дороге не валяются.
Властитель слабый и лукавый, Плешивый щеголь,враг труда, нечаянно пригретый славой Над нами царствовал тогда Его мы очень смирным...