Мы знаем, что если отбросить наших «тараканов», то всегда можно договориться. А смех способен перестроить мысль, блуждающую в лабиринтах стереотипов.
Примеры энкодов:
В ответ на оскорбление: «Это сближает!»
Если собеседник мучает вас проблемой, которую не собирается решать: «Два совета равны одному оскорблению».
В ответ на истерику: «Ты выглядишь скованно, в чем подвох?»
Вам дают пустые обещания: «Зачем откладывать на завтра то, что можно отложить на послезавтра?»
Энкоды можно с успехом применять в повседневном общении для сглаживания конфликтов, установления контакта, флирта, отражения нападений, защиты, перехвата инициативы в разговоре. С помощью энкодов можно уходить от ответа, блокировать наступление собеседника, рассмешить, запутать, расположить, околдовать, превратить общение в увлекательную игру! Идея энкодов принадлежит профессору психологии
С помощью энкодов вы можете воздействовать на собеседника:
Помочь манипулятору осознать и разрушить схему деструктивного поведения.
Блокировать агрессию.
Раскрыть истинные намерения собеседника.
Настроить собеседника на волну дружелюбия.
Подняться над ролью, навязанной общением, стать самим собой.
Энкод обладает скрытым содержанием, которое противоположно по смыслу ожиданиям партнера и в силу этого способно ввести его в состояние замешательства, недоумения. Ввести в замешательство собеседника — значит снять с него внешнюю оболочку (образ невыносимого), которая мешает общению. Энкоды заставляют человека задуматься, так ли безупречно то, что он говорит, думает, собирается сделать…
В состоянии замешательства человек не сможет интриговать и манипулировать вами, не сможет вывести вас из себя. Это универсальное средство противостояния любой агрессии, навязыванию, попыткам использовать вас или обмануть.
Энкод дает вашему оппоненту достроить заданный вами намек до законченного образа. Самостоятельно достраивая и расшифровывая смыслы, оппонент проявляет свои истинные намерения, что и служит главной целью использования энкода. Раскрыв свои намерения, человек будет общаться с вами открыто и ясно, что в итоге повысит взаимное расположение и доверие.
Энкоды часто употребляются в юмористическом контексте, чтобы сгладить конфликт и переориентировать собеседника на сотрудничество. Осознав комичную строну ситуации, вы больше не станете вовлекаться в конфликт, бояться, обижаться или злиться. Вы сможете управлять ситуацией, имея непредвзятый взгляд и «холодную» голову.
По материалам книги: В. Петровский, А. Ходорыч «Энкоды. Как договориться с кем угодно о чем угодно».
Михаил Жванецкий, "Стиль спора"
Хватит спорить о вариантах зернопогрузчика. Долой диспуты вокруг технических вопросов.
Мы овладеваем более высоким стилем спора. Спор без фактов. Спор на темпераменте. Спор, переходящий от голословного утверждения на личность партнера.
Что может говорить хромой об искусстве Герберта фон Караяна? Если ему сразу заявить, что он хромой, он признает себя побежденным.
О чем может спорить человек, который не поменял паспорт? Какие взгляды на архитектуру может высказать мужчина без прописки? Пойманный с поличным, он сознается и признает себя побежденным.
И вообще, разве нас может интересовать мнение человека лысого, с таким носом? Пусть сначала исправит нос, отрастит волосы, а потом и выскажется.
Поведение в споре должно быть простым: не слушать собеседника, а разглядывать его или напевать, глядя в глаза. В самый острый момент попросить документ, сверить прописку, попросить характеристику с места работы, легко перейти на "ты", сказать: "А вот это не твоего собачего ума дело", и ваш партнер смягчится, как ошпаренный.
В наше время, когда уничтожают вредных насекомых, стерилизуя самцов, мы должны поднять уровень спора до абстрактной высоты. Давайте рассуждать о крахе и подъеме Голливуда, не видя ни одного фильма. Давайте сталкивать философов, не читая их работ. Давайте спорить о вкусе устриц и кокосовых орехов с теми, кто их ел, до хрипоты, до драки, воспринимая вкус еды на слух, цвет на зуб, вонь на глаз, представляя себе фильм по названию, живопись по фамилии, страну по "Клубу кинопутешествий", остроту мнений по хрестоматии.
Выводя продукцию на уровень мировых стандартов, которых никто не видел, мы до предела разовьем все семь чувств плюс интуицию, которая с успехом заменяет информацию. С чем и приходится себя поздравить. Прошу к столу - вскипело!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Андрей Обломов, супер! Великий Жванецкий
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, вообще, чтобы заткнуть хама, можно бросить любую фразу, просто сбить его, а когда тот собьется перевести разговор
0 Ответить
Александра, да, но в этом случае велик риск самому скатиться до хамства.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галина Резапкина, да, конечно, можно, но вот тут и надо проявить себя очень тонко, может даже с юмором, тут всё зависит от вашего тона и доброжелательности к нему Самое главное, не уподобляться хаму и резонировать с ним, даже если внутри вас всё кипит и бурлит от эмоций, спокойствие, только спокойствие
0 Ответить
Напоминает разминку в КВН, где на вопрос от одной команды нужно быстро, кратко и смешно отымпровизировать?
По ситуации Елены - цель: заткнуть нахала? Навскидку, как в одном ментовском сериале, героиня говорила любую цифру, например, 95. Вот и перевели внимание "обидчика" - он спрашивает:"Что 95"? А дальше по настроению - от "Столько раз тебе говорили, чтоб не влезала в чужой разговор", до жесткого " На языке КВ-радиолюбителей означает - ПНХ". Во втором случае при повторении ситуации смело можно повторно называть эти цифры - так сказать, культурно послать. А чего стоит знаменитая фраза Штирлица приставучей даме с мехами:"Ну пойди, напиши пару формул"!!.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Юрий Лях, 95 - это не цифра, а число, записанное двумя цифрами: 9 и 5. А вообще методика постановки оппонента в тупик очень забавно описана у Жванецкого в монологе "Стиль спора".
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Андрей Обломов, кстати, книга "энкоды" посвящена Жванецкому. Как Вы проинтуичили
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо за отсыл к интересной книге. Но приведенный автором пример нельзя назвать удачным, это ни разу не энкод.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галина Резапкина, это энкод из книги
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Майя Конькова, поняла, спасибо. И на Петровского бывает проруха
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галина Резапкина, я бы на вашем месте написал письмо Петровскому с подробным разбором его "прорух", чтобы он публично извинился и больше не писал таких книжек.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Андрей Обломов, Петровский - хороший психолог. Но психологи тоже чудят. Бывает, что журналист пишет околопсихологическую книжку, и для большего веса берет в соавторы мэтров. А психологи-недоучки все это хавают сами и впаривают читателям, простите за сленг.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галина Резапкина, неужели вы хотите сказать что-то неприятное в мой адрес?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Кто виноват, Галина?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
спасибо за статью, только у меня творческий кризис наступает когда хамят и ведут себя не этично при мне. Я могу придумать что то, но спустя день, неделю, месяц) когда отойду от шока. А энкоды, как я понимаю, требуют моментального употребления.
Допустим я разговариваю с человеком, и есть другой человек, который мягко говоря не уважает никого вокруг, такая типичная быдло-баба, и она не то чтобы даже перебивает, она начинает параллельный разговор со мной, с одним и тем же человеком, как будто бы меня нет в комнате. УК РФ, к сожалению, не позволяет мне решить эту проблему, однако можно попробовать употребить энкод.. но вот какой? что было бы уместно сказать в такой ситуации?Пока что я никак не реагирую, просто замолкаю и недоуменно смотрю на собеседника. Мне так же не понятен момент, почему собеседник не сделает замечание, что хором говорить не хорошо.
0 Ответить
Елена Горчакова, как я вас понимаю. Но решение содержится в известном изречении: "Лучший экспромт - заготовленный заранее!" Попробуйте, проходя по улице, подслушать чужие споры и про себя придумать лучшие ответы на выпады. Можно поупражняться и на диалогах в телепередачах.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Елена, здравствуйте! Можно такой энкод: Да, вежливости нельзя научиться, это врожденное качество.
Вообще, я очень кратко изложила про энкоды. В книге много примеров в контексте, плюс там есть приложение, таблица, в ней 1001 энкод, каждый "привязан" к определенной ситуации, проблеме, задаче, которую помогает решить. Я для себя нашла несколько энкодов, которые мне больше всего понравились, и просто запомнила. Конечно, не сразу получалось "блеснуть", тут нужна некоторая тренировка. Но сейчас я быстро реагирую, и действительно часто использую энкоды в ситуациях, когда сразу не знаю что ответить по существу.
А про то, как отвечать хамам с помощью энкодов смотрите в моей заметке "Как противостоять хамству"
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Елена Горчакова, пробуйте все по списку)) Спасительная фраза-заготовка должна быть наготове.
Главное - не позволять себе погружаться в переживания - надо научиться наблюдать за происходящим и не злиться. Тем более - не пестовать свою обиду, не пытаться прокручивать эту историю снова и снова, придумывая - что бы можно было бы сказать, если бы...
Вообще же все зависит от обстоятельств. Как понимаю, у вас проблема имеет место в ходе офисного общения? Если обсуждается рабочий вопрос, и он важен и для вас, и для вашего собеседника, вы имеете основания настаивать на том, чтобы ваша беседа была завершена результатом. Если в ваш разговор вмешивается третье лицо, быдло-баба или кто еще, - лучше дать некоторое время на то, чтобы третий поговорил - в его репликах ведь может быть здравое зерно? Если речь третьего лица показывает лишь несостоятельность его, безумность его идей - вы ведь можете сказать, что разговор в этом направлении не конструктивен, вам надо решать проблему, а не слова говорить.
В профессиональном общении главное - не этикетные соображения (даже если хочется вспомнить об УК РФ))) а интересы дела.
0 Ответить