• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Аркадий Шевкун Мастер

По какой причине Россия отказалась от Аляски и Калифорнии?

Кто был главным инициатором торговой сделки? Возможен ли возврат этих территорий после полутора сотен лет отторжения в прежний геополитический статус? Естественно, чтобы дать ответы на эти вопросы, надо совершить ретроспективный, двухсотлетней давности, экскурс в историю Российской империи, проследить связь этих данных с событиями настоящего времени, дать всему этому должную объективную оценку.

Без преувеличения можно сказать, что 19 век для России, как никакой другой был веком наиболее насыщенным событиями. При этом событиями как положительного, так и в еще большей степени отрицательного ряда. Что было в активе державы? Построив настоящий ВМФ, она впервые за всю историю вышла на просторы мирового океана. Одно за другим стали осуществляться кругосветные плавания: Лазарев, Крузенштерн, Нахимов, Лисянский, Головнин, Врангель. В особом ряду стоят двойные, с открытием 6-го континента кругосветки Фаддея Беллинсгаузена: самого Д. Кука посрамил, за кормой оставил.

Более того, являясь империей, страна не преминула в присоединении «бесхозных» заморских территорий — в частности Аляски, на которую, не скрывая аппетита, точил зубы Британский Лев. Да и в Калифорнии, чья территория являлась таковой Мексики, поставить свой ботфорт в форме учреждения Российско-Американской торгово-промышленной компании с квартирой в Форт-Росс. Начала развиваться торговля с Гонконгом, Шанхаем, Сэндвичевыми (Гавайскими) островами. В этом же веке — в 1861 г. — было отменено крепостное право.

Пассив. Страна, как самая богатая природными ресурсами и необъятными территориями, не давала покоя зарубежным агрессорам, по причине чего пребывала в перманентном status bellum: 1812 г. — война с ордой корсиканского маньяка; 1853−56 гг. — Крымская кампания, постоянные столкновения с турками на Балканах, с шамилевскими абреками Кавказа. События на Сенатской площади. На подходе маячила война с Японией.

Как в политическом, так и в финансово-экономическом отношениях, страна переживала далеко не лучшие времена. Особо тяжелый удар по казне нанесла не в пользу России окончившаяся Крымская война, в ходе которой был потерян практически весь ЧФ. Интересно то, что погиб он не в прямом боевом столкновении, но во имя спасения Севастополя был затоплен на его подходах.

Отзвуки этой трагедии отчетливо ощущались еще в шестидесятых годах: затопленные корабли ремонту не подлежали, а марсофлоту к тому времени во всём мире приказано было долго жить. ВМФ держав, прощаясь с парусниками, переходил на строительство паровых дредноутов — мастодонтов, несоизмеримо более дорогих по сравнению со своими белокрылыми собратьями. Для России того времени они одновременно были как жизненной необходимостью, так и непозволительной роскошью.

Вот именно в это время великому князю Константину кто-то из приближенных подкинул мысль: а что если для пополнения казны продать Аляску? Однако рекомендация еще не являлась руководством к действию, таковое пришло позже. Прологом для продажи заморской территории послужили события в Калифорнии и, в частности, потеря Российской колонии Форт-Росс. Как известно, Калифорния того времени вкупе с Техасом являлись территорией Мексики. Это были территории, к которым явно неравнодушным был и достопочтенный дядя Сэм. Северные Штаты не мытьём, так катаньем старались завладеть этими лакомыми кусочками, предлагая за это деньги, а при несогласии применяя и силу.

Правительство Мексики, видя явную угрозу отторжения территорий, искало сближения с Россией, установления дипотношений, получения статуса протектората или, на крайний случай, подписания торгового соглашения. Однако Николай I в разговоре с бывшим управляющим компании Ф. Врангелем категорически и с апломбом заявил: «О чем вы говорите, барон? Что торговое отношение с Мексикой позволит раздвинуть границы колонии Росс на 20 миль в три стороны света? Мы решаем судьбы европейских стран, а вы лезете ко мне с каким-то ничтожным клочком земли в Калифорнии! Постыдились бы, барон Врангель! …Для Пруссии (Врангель был немцем) выгоды важнее чести, а у меня — наоборот». Судьба колонии была решена.

Форт-Росс за $ 30 тыс., да и то в рассрочку, был продан. Параллельно и одновременно с этим в Калифорнии началась золотая лихорадка. Десятки тысяч авантюристов и искателей приключений со всего света хлынули в страну Эльдорадо, в результате чего не только Калифорния, но и Техас не солоно хлебавши стали принадлежностью США. Суттера же, на халяву приобретшего Форт-Росс, этого алчного авантюриста вместе со всей его семьёй, такие же алчные старатели подвергли суду Линча. Однако события на этом не остановились. На очереди стояла Аляска — край далёкий, суровый, загадочный и баснословно богатый (вскоре там откроется второе Эльдорадо — Клондайк), но пока что нашенский.

И вновь на авансцену всплывает Крымская война, точнее — поражение России в таковой и продолжение боевых кампаний на Кавказе, Балканах, а денег в казне последние остатки выгребают по сусекам. Министр иностранных дел Горчаков, со ссылкой на поручение генерал-адмирала князя Константина даёт поручение Врангелю сделать предварительную оценку территории площадью свыше полутора млн. кв. км. По одной методике расчёта сумма получилась немногим более 7 млн. рублей серебром, что по современному курсу составляет около $ 100 млн. Сделка состоялась. По другому варианту — в $ 20 млн. Непонятно, по какой причине, но стороны сошлись на первом варианте, т. е. $ 5 за кв. км, или 5 центов за 1 га.

По своей абсурдности эта сделка была беспрецедентной как в истории России, так и США, и что самое главное, дыра в бюджете так и не была заштопана. Да, сделка совершалась с соблюдением всех юридических и международных правил, и потому, естественно, возникает вопрос: а возможно ли, придерживаясь status quo, возвратить то, что потеряли?

Статья опубликована в выпуске 3.11.2014
Обновлено 18.08.2022

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Валерий Хачатуров Мастер 3 ноября 2014 в 22:28 отредактирован 3 ноября 2014 в 22:52 Сообщить модератору

    Аркадий Шевкун, в вашем историческом экскурсе есть существенный пробел: забыто поражение России в Крымской войне. После поражения в Крымской войне возникала опасность захвата Аляски Англией.
    В этих условия и было принято решение продать Аляску.
    Следует отметить, что впервые с предложением о продаже Аляски выступил генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Муравьёв-Амурский в 1853 году, указывая, что это, по его мнению, является неизбежным, и в то же время позволит укрепить позиции России на азиатском побережье Тихого океана перед лицом нарастающего проникновения Британской империи.

  • Что толку говорить теперь об утраченном - что с возу упало, то пропало. А вот были ли у России тогда силы удержать эти земли? И чтобы нам это дало? Земля у нас и сейчас богата и народу мало на ней - если говорить о плотности населения, США по площади вдвое меньше России, население в 2,5 раза больше. Мы и на этой территории своей не можем порядка навести. А как осваивались острова у берегов Аляски - Русская Америка, и что происходило в Калифорнии - советую, тем кто не читал, прочесть прекрасную книгу Петрова Виктора -" Колумбы российские ". В интернете и на Флибусте книга есть.

  • Страна у нас богата, порядка только нет
    А также умных правителей.
    Да ты что, сукин сын, самозванец, чужие земли разбазариваешь!
    Николаю Первому и присниться не могло, что останется от России сначала в 1917, затем в 1991 годах.

    Оценка статьи: 5

  • Во всей этой загадочной истории с продажей Аляски есть одна удивительная ситуация. США деньги вроде заплатила, вот только Россия этих денег не получила, насколько мне известно.
    Точнее наличными она получила менее 10% от заплаченной суммы, а более 90% были потрачены на якобы "покупку принадлежностей для железных дорог" в Европе, с личных счетов барона Стекля.
    Стекль Эдуард Андреевич родился в семье австрийского посла и российской поданной в Стамбуле. Его отец Андреас фон Стекль видимо после службы в Стамбуле перешел на службу в Россию, так как образование будущий "барон" Эдуард Стекль получил в Одесском Ришельевском лицее (будущий новороссийский университет). При этом его отец оставался австрийским поданным, да и сам Эдуард Стекль имел видимо австрийское подданство, из-за чего долго официально не утверждался на пост посланника России в США.
    Все средства от продажи Аляски поступили на европейские счета "барона" (титула барона Стеклю никто не давал) Стекля, он фактически лично распоряжался ими от лица российского государства.
    В 1869 году вышел в отставку получив от Александра II вознаграждение в размере 20 тыс. долл., ежегодную пенсию в 6 тыс. долл. и орден Большого Орла и уехал во Францию доживать свою жизнь.
    Получается сам император высоко оценил его заслуги перед Россией.
    А женат он был на американке. Вообще о семье Стекля и его жизни мало что известно.

  • Марк Блау Марк Блау Грандмастер 3 ноября 2014 в 06:48 отредактирован 3 ноября 2014 в 06:50 Сообщить модератору

    Не знаю, как насчет геополитики, но фраза "Да и в Калифорнии, чья территория являлась таковой Мексики, поставить свой ботфорт..." заставляет задуматься о том, насколько автору знаком русский язык.

    Теперь насчет геополитики. Автор, видать, не силен в истории. Российско-Американская компания была частным предприятием. Угадайте, кому это предприятие принадлежало? Дому Романовых!

    Предприятие это с момента основания ни года не было прибыльным, а только сосало деньги. Форт-Росс был маленькой крепостцой, в которой складировались продукты, которые кораблями везли с Гавайских островов (тогда они назывались Сэндвичевыми, и открыл их тот самый Дж.Кук, которого оставил за кормой славный Ф.Белинсгаузен) А везли их в Новоархангельск (Ситку) Хотя любой нормальный англосакс (или даже латинос) сообразил бы без калькулятора, что подсобное хозяйство для снабжения северных владений можно организовать и в Калифорнии. Не было людей, не было желания что-то совершенствовать, потому что денежки капали и так, а отдачи никто не требовал.

    Ну, и насчет выгодности приобретения Аляски. Американский конгресс довольно долго думал, одобрить ли эти траты - абсолютно убыточные, как тогда казалось. Победило желание провести трансатлантический телеграфный кабель не через Атлантику, а через Аляску, не очень широкий Берингов пролив и Сибирь. Был такой вполне экономически оправданный проект, который утонул в бесконечных согласованиях с российской стороной. Под телеграфные столбы купили эту никому не нужную территорию.

    Оценка статьи: 3