По фотографиям из космоса установили, что с 2000 года за 12 лет лес уничтожен на площади в 2,3 млн кв. км, Россия потеряла 365 тыс. кв. км. Главная беда — пожары. Лес горит, обгоревшие стволы позволяют забрать за бесценок Китаю, потом лес снова горит. Забирают — горит — забирают — горит. Почему загорается? Сухо, жарко, бутылочные осколки работают как линзы (многочисленные эксперименты показали, что это чушь, но люди верят).
Когда правительство расщедрилось и разрешило Китаю вырубить 1 млг гектаров леса, у китайских курьеров обнаружили 840 лап медведей, 250 кг губ лосей, 2,5 тыс. шкурок соболя. Губы лося — такой же деликатес, как паштет из печени колибри. Тысячи охотников обсуждают, как они угощались этим изысканным блюдом, и вызывают у публики особого рода желание это попробовать. Этак скоро лоси останутся только в зоопарках. Говорить о том, что каждый лось — это живое существо, и убивать лося так же непростительно, как убивать человека, — бесполезно.
Если насчет лосей не можем договориться, то убеждать в недопустимости уничтожения деревьев и вовсе смысла нет. Защитить лес от неразумных и бездушных людей помогал закон. Но с законом происходит что-то неладное. В 2006 году, к примеру, исчезло понятие «городской лес», и теперь наши чудесные городские лесные массивы можно застраивать как пустыри.
Бывает, что территории облагораживают. Двухсотлетние дубы Химкинского леса заменили прутиками новых посадок. Елочки и березки якобы нравятся людям больше, так что стало лучше. Когда уверяют, что стало лучше, всегда хочется уточнить — кому. Изготовителям дубовых паркетов — да, лучше.
Лесников уверяют, что деревья поглощают углекислоту гораздо лучше в молодости, так что существование леса старше полувека себя не оправдывает. Потому мощную древесину пилят, молодые деревца сажают. К примеру, в 2008 году посадили на площади 828 тыс. гектаров. К сегодняшнему дню прутики стали симпатичными юными деревцами. Это могло бы порадовать, если бы речь шла о посадках на пустующих землях, к примеру, в тундровых пустошах, где тяжелая техника уничтожила ягель, а парниковый эффект сделал возможным существование таёжных лесов. Но чаще сажают на бывшей пахоте. Если страна решится восстанавливать растениеводство в прежних объёмах, начинать придётся с раскорчёвки.
Федеральная служба лесного хозяйства всё еще не восстановлена. Лесной кодекс 2006 года всё еще не переработан. И в наших обычных школах детям не прививают убеждения, которые могли бы повлиять на их нынешние и будущие поступки и на поведение окружающих взрослых. В эти октябрьские дни задымлён Хабаровский край и нижнее Приамурье. Люди будто сошли с ума: палят траву везде, где видят. Даже в тех случаях, когда от травы не загорается лес, вред природе наносится чудовищный, но это не хотят понимать. За весь 2014 год «Методические рекомендации по проведению выжигания сухой травянистой растительности» не были превращены в приказы, постановления и инструкции. Будто нарочно саботируют.
Горит восток страны, горит и запад. 30 гектаров торфяников дымят возле одного лишь посёлка Старый Вышков в Брянской области, а там повышенная радиация, и её поднимает в воздух. Куда ветер понесёт, там и осядет. МЧС опускает руки и попросту не признает существование новых очагов. До Москвы 500 км, авось не заметят. За 130 км от Москвы дымит на границе с Рязанской областью торфяник Радовицкий мох. 100 км пригашенных торфяников в Конаковском районе Тверской области. И всё-таки дым, изумивший столицу в 20-х числах октября, приплыл из-под Новозыбкова, если судить по направлению ветра.
Паниковать рано. Это ничто по сравнению с тем, что будет через несколько лет, когда вокруг тотально заасфальтированных и застроенных торговыми центрами (в том числе храмами, увы) каменных джунглей уберут остатки леса, убитого жуком-топографом, дальний пояс лесов будет заменён на болезненный молоднячок, тайгу снесут, как ураганом, экспортёры леса при помощи, по сути, принадлежащих им фирм и чиновников России.
И начнется строительство куполов с очищенной атмосферой, куда можно будет заглянуть и отдышаться за немалые деньги. В Китае они уже построены. Мы отстанем в этом смысле ненадолго. Цивилизация…
Статья похожа на петушинный крик - прокукарекали, а там хоть не рассветай. Ну переживает автор за леса, она одна что ли? А конкретные предложения есть? Чиновники во всем виноваты? а конкретно кто и чем?
Оценка статьи: 2
0 Ответить
Александр Петров, это не заявление в Прокуратуру.
0 Ответить
Александр Петров, так естественно! Чиновники всегда во всем виноваты! Конкретно, воруют и ничего не делают (и не только в лесной отрасли)! По-фамильно что ли перечислять? Откройте официальные государственные сайты России (и других стран мира), там по-фамильно имена чиновников.
Так в чем ваш пост, по вашему мнению отличается от статьи, тот же петушиный крик.
А еще более конкретно, виновато глобальное потепление и пожары (причем не важно по какой причине они возникли).
1 Ответить
Игрок Бесфамильный, по сравнению с ледниковым периодом у нас сейчас катастрофа глобального потепления?
В высшей степени важна роль человека. Мы отвечаем за себя.
0 Ответить
Игрок Бесфамильный, я виноват уж тем, что хочется вам кушать
Оценка статьи: 2
0 Ответить
Держава и держать - слова одного корня?.. Как можно держать в руках (контролировать) такую огромную территорию, как Россия, такой кучке народа?..
Работал два года диспетчером лесных пожаров в Министерстве лесного хозяйства (такой-то республики). Уважаемый автор, хрень, а не статья!.. Зайдите на сайт Авиалесохраны и изучите материалы. И только потом пишите про лес в РФ и про проблемы с лесом в России.
0 Ответить
Вячеслав Старостин, хорошо бы держать, а не растранжиривать. Кучке народа всего лишь не мешать бы природе, и она бы отлично сама процветала.
Я не могу на уровне компетентного специалиста изучать материалы Авиалесохраны. И Ваша надменность мне кажется неуместной. Понимаете - почему бы подробно не рассказать о своем видении?
0 Ответить
Вячеслав Старостин, согласен с автором комментария, статья очередная страшилка для несведущего.
Да, возможно, для Москвы и есть совсем небольшая доля истины,
(в Москве 116 парков, 118 особо охраняемых природных территорий, это весьма немало даже для мегаполиса).
Лес является для России практически возобновляемым богатством, и в первую очередь из-за малочисленного населения в таежных регионах.
А ведь тайга и широколиственные леса, это совершенно разные биомы.
Один маленький пример, если бы доля широколиственных лесов в России (по сравнению с тайгой) увеличилась даже на 10 процентов, то легкие нашей планеты увеличились бы на 20 процентов.
Вся штука в том, что в тайге растет хвойные породы: сосны, ели, пихты, лиственницы и т.д. А промышленности нужны качественные породы древесины (дуб, ясень, бук, граб, береза), это как видно породы широколиственных лесов и мелколиственных лесов.
Кстати для справки: площадь лесов в России около 800 миллионов гектаров леса (и занимает 1 место в мире), что составляет приблизительно столько же, сколько есть леса в двух других лесных державах вместе взятых (Бразилии и Канады).
Но при этом в Бразилии лес совсем другой, породы для промышленного производства более ценные! Потому вырубки леса в Бразилии гораздо более высокие чем в России, а вот воспроизводство леса в Бразилии гораздо более длительное и сложное, так как лес там относится к влажно-экваториальным вечнозеленым лесам.
И если в России существует целая отрасль занимающаяся так называемыми ВОЗОБНОВЛЯЕМЫМИ лесами, то в Бразилии это проблематично в связи с биологическими сложностями возобновления тропических лесов.
0 Ответить
Игрок Бесфамильный, дельно. Но поводы для тревоги не напрасны.
0 Ответить
Кое с чем не согласен, хоть и поставил пятерку.
У лесов и впрямь есть цикл - от зарождения на месте пожарища до нового пожара.
И, если поймать его правильно, то было бы хорошо и нам и лесу...
Беда лишь в том, что неизбывная страсть к халяве развращает. А еще страшнее уверенность, что богатства природы безграничны, значит можно браконьерствовать...
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Игорь Вадимов, я треть фразу не вполне поняла. Интересно. А природная халява уже очевидным образом прекращается, но что-то некоторых это ничуть не беспокоит. Видно, ума не хватает, что помогает действовать безрассудно мощно.
0 Ответить
Елена Ермолова, у лесов есть цикл роста - на пустоши вырастают деревья, потом там вырастает подлесок, потом подлесок засоряется, потом все "это" становится все более пожароопасным, сгорает... На пустоши снова вырастает лес...
Если же в момент "перед пожаром" часть леса спилить, а подлесок проредить, то и пожара не будет.
Пожар - необходимая часть цикла развития леса. Не дав ему разразиться, сбережем кучу древесины.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Я была в очень старом лесу. Громадные стволы, деревьям лет по 300. Без пожара обходился. Когда большие деревья затенили землю, хлысты слабоватого подроста высохли, упали, их "съели" грибы.
0 Ответить
В целом, статья понравилась. Тройку поставил за упоминание храмов. Елена, бороться можно с торговыми центрами, офисами, ларьками... но не с церквями и прочими религиозными сооружениями! Отстаньте от верующих и дайте им спокойно жить. Мне тоже не хватает озеленения и надо что-то делать. Например, сослать всех топ-менеджеров в пустыню. Пусть там строят свои громадные офисы.
Оценка статьи: 3
2 Ответить
Дядя Митя, хорошо бы агрессивно верующим дать нам жить. Просто верующие - это совсем не то же, что набычившиеся недобры молодцы, которые готовы скорее бить, чем убеждать. Офисный планктон - бедствие, но храмостроение начало становиться такой же катастрофой, и в священники идет теперь тот самый бестолковый менеджер.
0 Ответить
Дядя Митя, я, как язычник, верю в живую природу и тоже хочу иметь живой храм в "шаговой доступности".
А раз ваша вера уравновешивается моей, то надо смотреть через призму целесообразности. Безусловно, парк в городе полезнее ваших культовых сооружений.
Оценка статьи: 5
2 Ответить