Как экскурсионный и туристический объект пещеры стали посещаться только с 1970-х годов. Однако, несмотря на недолгий срок эксплуатации этого геологического памятника природы Забайкалья в культурных целях, по свидетельству экологов, уникальные пещеры сегодня практически потеряны.
Недостаточное выполнение требований для охраны экосистем и бесконтрольное посещение туристов без соблюдения правил поведения в природе привело к потере уникальных ледяных фигур в пещере. Снаружи неблагоприятную для пещер деятельность производит расположенный неподалеку карьер, где с применением технологии взрывов ведутся разработки известняка, которые могут привести к обрушению стен пещеры.
Хээтэй — это две гетерогенные карстовые пещеры, Сухая и Мокрая (Ледяная), находящиеся рядом и соединённые узким подземным проходом. Свою известность они получили после посещения академиком Иоганном Гмелиным, прибывшим в Забайкалье в составе отряда второй Камчатской экспедиции. В переводе с бурятского языка «хээтэй» означает «узорчатая», название дано по узорному кружеву ледяных кристаллов, в окружение которых попадает человек, вошедший в пещеру.
За Уралом много карстовых пещер, в том числе и в степных районах. Уникальность же Забайкальской пещеры в том, что здесь для карстовых процессов не подходящие условия в связи с малой площадью карбонатных пород и малым количеством осадков, а также слоистой вечной мерзлотой. В пещере всегда холодно: температура воздуха колеблется в течение года от -7,1 до 0,8 °С. Стены и потолок гротов украшены ледяными кристаллами, а проникающая в пещеру вода создает на ледяном полу ледяные скульптуры.
Мокрая пещера Хээтэй включает в себя несколько залов: Ледяной, Юрта, Тупиковый, Костяной (здесь нашли кости саблезубого тигра и шерстистого носорога). Площадь самого большого — Ледяного — зала составляет около 400 кв. метров. Вместе с ледяными скульптурами в пещере находятся и кальцитовые образования — сталактиты, сталагмиты и сталагнаты.
Местные буряты относят пещеры Хээтэй к святым местам, куда приходят общаться с духами и молиться о своих житейских делах. В таких местах они сооружают «обо». Возле входа в пещеры есть такие «обо» — деревья, на ветках которых навязаны белые и синие ленточки для задабривания духов. Но о чем могут поведать духи пещеры Хээтэй пришедшему сюда путнику? Наверное, о том, что это место опасно и здесь нельзя путешествовать в одиночестве.
Дело в том, что название Хээтэй пещера получила в 60-е годы прошлого века. До этого времени ее называли «Михачин», что означает «мясник», в другом переводе «людоедская». По чьему-то предположению Мокрая пещера служила людям большим холодильником для хранения мясных запасов. Но это скорее шутка, чем серьезное заявление. Второй перевод названия пещеры «Людоедская» более точно обозначает семантику этого места, связанную с обстоятельствами, когда уходящие в пещеру люди назад не возвращались.
Страх, связанный с гибелью людей, попавших в пещеру, табуировал упоминания о ней, и даже сейчас туда ходят организованные группы путешественников с проводниками из числа Агинских или Читинских спелеологов. Спуск в пещеры без специального альпинистского снаряжения, а также в одиночку всегда приводит к несчастным случаям. Сразу за входом в Мокрую пещеру находится провал, в который с высоты 4-этажного дома летели оступившиеся на скользком льду неосторожные посетители и животные.
Для того чтобы попасть в пещеру, надо спуститься по вертикальному 12-метровому ледяному водопаду, и тогда человек попадает в незабываемое ледяное царство природы, состоящее изо льда и инея. Была информация о том, что отыскали вход в еще один зал, и учитывая то, что пол ледяного зала состоит изо льда до 2-х и более метров толщиной, кто знает, сколько еще таких входов может быть скрыто от глаз исследователей.
Какую историю может хранить эта пещера, о которой ничего не говорит местный эпос, описывающий жизнь и приключения героев мифологии? Здесь нет наскальных изображений древних персонажей, имеющих отношение к тотемической концепции мира. Нет сцен культово-генеалогического цикла. Может быть, здесь прятали богатыря Онона от его невесты Ингоды? Семантика видимого настенного искусства из многообразия видов изобразительной деятельности (гравировки, красочные рисунки) превалирует принципами самовыражения современного наскального живописца: «Здесь был Вася».
Утверждать, что мифологические традиции, связанные с пещерой «Михачин», могут принадлежать местным жителям, нет оснований — русские и буряты появились здесь всего три века назад. Вероятно, эти традиции сохраняются у тунгусов, на что намекает дерево шаман у входа в пещеру. Шаманы всегда владели информацией о природных особенностях и потаенных местах, где можно отдохнуть и напиться.
В Ледяном зале пещеры «Михачин» постоянная температура около 0 °C С (-1°+0,7°). В залах Юрта и Тупиковый лёд не образуется, и температура колеблется от +1° до +6°С. Пещера была надежным укрытием от непогоды и опасных хищников, здесь можно было согреться в зимнюю стужу и охладиться от летнего жара окрестных степей.
Ранее здесь жил народ «Мохэ», говорящий на языке тунгусо-маньчжурской группы — предки чжурчжэней, племена которых в
Игорь Вадимов, надо проводить вечера для любителей читать любимые стихи наизусть. Ато поэзия оказалась на задворках в наш...