Судя по всему, Козима не могла простить отцу того, что он посвящал огромное количество времени чужим детям, делая их прославленными пианистами, в то время как собственных детей не только не видел годами, но и, по сути, держал под домашним арестом. Кроме того, Лист то и дело давал бесплатные открытые уроки для музыкантов, желавших повысить свой уровень. Разумеется, среди его учеников было немало евреев, среди которых ведущее положение занимал Карл Таузиг.
Как видим, агрессия Рихарда и Козимы Вагнер была направлена в одну сторону, причем источником ее было соперничество их с Доминирующими родителями. «А наблюдалось ли такое же явление у братьев и сестер Вагнера и его жены?» — спросит внимательный читатель. К сожалению, ответить на этот вопрос не представляется возможным, поскольку брат Козимы, Даниэль, умер от болезни в двадцатилетнем возрасте, сестра же ее, Бландина, умерла от родов (именно поэтому старших дочерей Козима назвала Даниэлой и Бландиной). Что касается Вагнера, он был девятым и последним ребенком Карла Вагнера, и основания считать себя незаконнорожденным сыном Людвига Гейера были только у него.
Как известно, оперы Вагнера в Израиле не исполняются, что объясняется не только антисемитскими взглядами композитора, но и членством в НСДАП его детей. Спрашивается, с чего это вдруг детей родителей-музыкантов понесло в политику? Вот что гласит на этот счет теория доминирования.
Детей тянет в ту область, которая была очень важна для их Доминирующего родителя, но в которой он, несмотря на все усилия, потерпел неудачу. В свою очередь, для Вагнера такой областью была именно политика! Пользуясь обожанием своего покровителя, молодого Людвига II, Вагнер активно принялся внедрять свои воззрения в парламенте Баварии и даже потребовал от короля уволить одновременно кабинет-секретаря и премьер-министра. В конце концов, активность Вагнера вызвала раздражение в окружении монарха, и Людвиг был вынужден выставить композитора из Баварии, хотя продолжал его поддерживать материально.
Поскольку в музыке Вагнер достиг максимально возможного успеха, у его детей не было стимула развиваться в этом направлении. Основным занятием потомков в ближайшие годы стало соперничество из-за того, кто будет управлять театром, построенным композитору Людвигом II. Борьба за руководство театром развернулась между двумя дирижерами: Францем Бейдлером, мужем Изольды, и её братом Зигфридом. В конце концов, мать назначила директором Зигфрида.
Основные интересы семейства были уже далеки от музыки. Жена Зигфрида, англичанка Винифред Вагнер, познакомилась в 1923 году с Адольфом Гитлером и ввела его в круг семьи. После поражения «пивного путча» Винифред переписывалась с арестованным Гитлером и носила ему передачи. В 1926 году она вступила в ряды НСДАП. После войны Винифред продолжала общаться со многими деятелями партии и в своем интервью 1975 года отрицала любую критику в адрес фюрера.
Младшая дочь Козимы, Ева, отклоняла многочисленные предложения о замужестве: она все ждала своего «принца». Наконец в сорок один год она вышла замуж за Хьюстона Чемберлена — английского историка, добавившего к идеям германского национализма собственные расовые теории. Многие свои положения Гитлер почерпнул у него. Разумеется, Чемберлен и его жена тоже состояли в НСДАП.
Что касается дочерей Козимы от первого брака, об их увлечении нацизмом или какими-то иными политическими концепциями ничего не известно, что совершенно закономерно, ведь для них Доминирующим лицом был не Рихард Вагнер, а их родной отец Ганс фон Бюлов. Бландина вышла замуж за графа Бьяджо Гравина, Даниэла — за историка искусства Генри Тоде.
Властитель слабый и лукавый, Плешивый щеголь,враг труда, нечаянно пригретый славой Над нами царствовал тогда Его мы очень смирным...