Я подошел к дому Ткача к девяти утра, как и было договорено. Но лодочник тянул, как впоследствии выяснилось, до открытия в десять часов магазина с водкой. Заправившись четырьмя «Перцовками», поехали. Воды в реке было мало, и Ткач рулил по сложным траекториям меж камней и отмелей.
А колосники-то горят! Причалив к бережку, мой водила опрокинул полулитровый пузырь внутрь и более уверенно порулил дальше по замерзающей воде. Через час он снова решил причалить. Поняв, что таким способом нам до Гобили не доплыть, я принял деятельное участие в трапезе с возлиянием, ограничив дозу Ткача до четвертинки.
Поехали дальше. И начали чиркать винтом по дну. Естественно, начали лететь шпонки, которыми винт фиксируется на валу лодочного мотора. Первые поменяли без проблем — были запасные. На четвертой запас кончился. Тут Ткач достал гвоздь толщиной 4 мм и напильник. Говорит:
— Пили.
Дальше — чаще. Чиркает — пилю. Чиркает — пилю. Так я вырезал штук пять шпонок, пока, не приходя в сознание, лодочник довел лодку к нашей стоянке. С тех пор гвоздь поселился в моей полевой сумке навсегда!
Второй раз такой кусок металла выручил меня на левом притоке реки Анадырь Танюрере на Чукотке в 1982 г. Последний белый траппер Гена Лебедихин взял меня с собой на медведя. На взятой в долг лодке с двустволкой, у которой работал только один ствол, мы отправились к охотничьим угодьям Гены. Лодка шла очень близко к отмелям, так как там проще было выходить на режим глиссирования. Естественно, задели за дно и шпонка долой. А лодка-то чужая! Гвоздей в ней не было — правда, напильник нашелся. Но у меня в полевой сумке гвоздь был! Достал я его и взялся за знакомое дело. Гена чиркает — я пилю. Чиркает — пилю. И так восемь раз. Но дошли до живописной бухточки с охотничьим домиком.
В последний раз гвоздь пригодился в исключительно сухопутном переходе по Кроноцкому заповеднику в 1983 г. от Кроноцкой сопки (вулкана) до Долины гейзеров, что на Камчатке. Пять землепроходцев шли трое суток по горам, долам и барранкосам. Уперлись в быструю речку Кроноцкую. Надо переправляться. Нашли лодку егерей, наладили мотор. Загрузили все вещи и вдвоем с
Но у меня в сумке был… гвоздь! А напильника нет — кто ж его берет в пятидневный пеший переход по суше. Но где наша не пропадала! С помощью двух геологических молотков — один в качестве зубила, а другой — молотка — вырубил несколько шпонок. И поехали. Перевезли оставшийся народ.
Вот такой полезный в жизни длинный кусочек металла. Всем советую гвоздь возить с собой, и свою смекалку не забывать.
Гвоздь действительно классика жанра. В советское время, когда латунные шпонки были в дефиците, мы только гвоздями и спасались. А вот что делать, когда и гвоздя нет? У меня один раз было такое. Лодка чужая и инструментов ноль. Нашел в бардачке обломанный тройник, камнем отбил жала, вставил и на одной шпонке медленно 3 км до базы дошел.
0 Ответить
Петров и Дмитриев, давайте жить дрюжно!!!!
0 Ответить
Николай Аблесимов, как бы не так? Разбежались! Не дождётесь!
0 Ответить
Что-то не очень верится. Какого же диаметра должен быть гвоздь, чтоб в полевых условиях, без тисков напильником выточить шпонку с чёткими кромками? Неужели по мелководью нельзя было приблизиться к берегу на вёслах? Шпонка вообще срезается редко, скорее поломается что-то другое, а здесь серийные поломки шпонки.Мне тоже не раз приходилось искать случайную замену чему-нибудь, но чтобы шпонку из гвоздя вырезать? Эт-то апофигей и супер.
Вспомнилось "Пилите, Шура, гири - они золотые."
0 Ответить
Сергей Дмитриев, да нет, гвоздь 4 мм вместо шпонки для подвесного мотора - это классика жанра. Собственно, при Союзе никто по-другому и не делал, к мотору при покупке полагалось две запасных, а дальше - только гвоздь. Потому что серийные поломки шпонки по мелководью - весьма распространенный вариант. 5 - 10 раз на дистанции километров в 20 - запросто. Никакие четкие кромки там не нужны, только длинна - чтобы винт на вал одевался. Я их вообще топором рубил.
Сейчас-то, конечно, на буржуйских моторах страшновато ставить что-то нештатное. Хлипко всё, того и гляди вместо шпонки винт разлетится. Тем более, их повадились делать из пластмассы...
2 Ответить
Петр Некрасов, вот-вот. Все правильно.
2 Ответить
Петр Некрасов, "классика жанра" была известна на заводе, конструкторам? Неужели не могли решить эту шпоночную проблему, что даже предлагали запасные? Шпонка срезалась или выпадала? Я понимаю, на каменистом дне могло срезать шпонку, но на песочном-то можно было остановиться и не доводить дело поломки. Или где-то ДО винта иметь специальную срезную шпонку предельного момента.
А допускать системный выход из строя шпонки на винте совсем дико, если это происходит где-то далеко от базы.
0 Ответить
Сергей Дмитриев, Вы рассуждаете (и вполне логично), а я ЗНАЮ.
Шпонка срезается, в основном - об топляк или каменистое дно, запасная (медная, латунная или что-то вроде) - теоретически есть и даже продается, а практически - где тот магазин и где мы. Плавают именно так - поехали, бздынь, твою мать! - меняем шпонку... Повторить.
Вы, право, как не из России ;)
2 Ответить
Петр Некрасов, я видел винты подвесных моторов с защитой от каменистого дна и топляков. Есть же и водомётные и аэродвиЖИтели, которым не страшны перекаты.
"В наш век промеж планет" уже не имеет значния место дислокации на земном шаре. В отличие от Вас "уменя секретов нет" - читайте и узнавайте необходимое.
0 Ответить
Сергей Дмитриев, вы о 21 веке, а я о прошлом. Вряд ли алкаш на Анюе, что на приморском, что на Чукотском будет покупать водометы и аэро!!!
2 Ответить
Сергей Дмитриев, Срезающая специально, иначе винт обломается, а он намноооого дороже.
Оценка статьи: 5
2 Ответить
Владимир Иванович Пресняков, срезная шпонка ставится отдельно и специально, чтоб не срезалась на рабочем узле.Это как эл. предохранитель. "Отчего тут такой колоссающий шум" на простом, хрестоматийном вопросе?
0 Ответить
Сергей Дмитриев, так вы его и подняли
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Александр Петров, меня заело, что так легко отдаётся на срезание шпонка винта. Посадочное место тоже задирается при неоднократном срезе шпонки.Кто лоцман и вперёдсмотрящий на лодке? Почему нарушаются правила судовождения? А потом достают запасной гвоздь из кармана на шпонку и начинают точить напильником.
0 Ответить
Сергей Дмитриев, кто лоцман - читай статью вначале внимательно.
0 Ответить
Николай Аблесимов, про лоцмана и судовождение я написал, чтоб придать значительности путешествию и с притязаниями на юмор и шутку.
"Но ...не судьба."
0 Ответить
Николай Аблесимов, а зачем С.Дмитриеву читать? Главное написать! А относится это к статье или нет, это уже дело второе
Оценка статьи: 4
0 Ответить
т. Петров, не понимаете Вы тонких коллизий, юмора и ассоциаций и не размазывайте свои проблемы на всех.
Я от Ваших деревянно-рубленых реплик тоже не всегда в восторге.
0 Ответить
Сергей Дмитриев, а я верю, ибо сам был в аналогичных ситуациях. Плохо только, что в статье описано все однобоко,а случаев применения гвоздя в жизни гораздо больше
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Александр Петров, конечно. Во первых, им все таки что-то прибивают. Во-вторых, это оружие - врага можно убить во время сна воткнув гвоздь в ухо... и т.д.
0 Ответить
Николай Аблесимов, какое оружие выхватил с-под головы Ваня Солнцев, когда его нашли в землянке советские разведчики?
0 Ответить
Сергей Дмитриев, не помню.
0 Ответить
Николай Аблесимов, книга и кино "Сын полка". Мне запомнилась сцена из книги и кино, когда разведчики нашли спящего мальчишку, он выхватил с-под изголовья большой заточенный гвоздь.
0 Ответить
Николай Аблесимов, простая скрепка, заколка для волос, бельевая прищепка имеют не меньше шансов стать ЛГ для статьи, чем гроздик.
"Гвозди бы делать из этих людей, //крепче бы не было в мире гвоздей." (Н.Тихонов) ...и шпонок. Годится для эпиграфа статьи.
0 Ответить
Сергей Дмитриев, хотел вставить, но эпиграфы в этом формате идут.
0 Ответить
Николай Аблесимов, очень сожалительно, что "эпиграфы в этом формате НЕ идут". Ведь эпиграф после заголовка задаёт тон статьи, устанавливает регистр, т.с. Но "оттепель" вполне возможна.
0 Ответить
Николай Аблесимов, а вот это уже интересно. Опишите прокол ушей во сне
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Александр Петров, Надеюсь сами додумаете - иначе меня за пропаганду насилия удалят с поля.
0 Ответить
Александр Петров, когда приспичит,так что только не применяют, не только гвозди. Подборка может быть длинной.
0 Ответить
Сергей Дмитриев, 4-5 мм. Вот фото переправы через Кроноцкую после среза шпонки. Автор с веслом.
Зачем мне врать - я не фантазер - все мои заметки случаи из жизни.
А Шура пилил ножовкой по металлу, а не напильником.
3 Ответить
Николай Аблесимов, я верю в достоверность Ваших описаний и невольно проецирую ситуации на себя.Гвоздь вместо шпонки в полевых условиях можно просто забить молотком, если сквозной паз.
...Важен сам процесс, а чем пилить неважно. Это ж условно.
Кста.., я здесь насмотрелся самых разных гвоздей: с винтовой большого шага нарезкой, с поперечной насечкой, которые очень цепко держатся. Очень много разных гвоздей для автоматов в лентах, как патроны для пулемёта. Самые разные головки, вкл. с непотопляемой.
0 Ответить
Пол Кастор, это девиз скаутов - пионеры спернули.
1 Ответить
Понравилось. Поделился с друзьями.
Оценка статьи: 5
0 Ответить