Сам Гендель восхищался искусством этой артистки. Специально для неё он написал к своей опере «Верный пастух» пролог «Терпсихора». Это сочинение иногда называют единственным балетом Генделя, хотя в то время подобный вид искусства только формировался. Хореографические номера в «Терпсихоре» сопровождались пением солистов и хора. В центре действа была Салле — она представала в образе музы танца. Осмысленная грация помогала артистке сделать мелодии зримыми.
Начало пути
Вряд ли одиннадцатилетняя девочка, выступавшая в ярмарочных театрах, могла предвидеть, что ей будут рукоплескать коронованные особы, а слава её не померкнет и спустя века. Мари появилась на свет в семье потомственных бродячих артистов. Её талант был замечен родителями — они приложили много усилий, чтобы их дочь смогла постичь танцевальное искусство и совершенствовать мастерство.
В юном возрасте она стала ученицей блистательной балерины Франсуазы Прево. Строгая наставница предъявляла высокие требования к воспитанницам. Однако результаты впечатляли. Ученицами Прево были две звезды первой половины XVIII века — Мари Салле и Мари Камарго. Их соперничество весьма горячо обсуждалось в те годы. Салле восхищала артистичностью, а Камарго — виртуозностью. Обе танцовщицы оказали немалое влияние на последующее развитие балетного искусства.
Восхождение к успеху
В 1721 году состоялся дебют Мари Салле. Она появилась в опере-балете Андре Кампра «Венецианские празднества». Это принесло юной танцовщице немалый успех. Он был особенно ценен, поскольку начинающая артистка заменила свою учительницу — саму Прево, и сумела выступить очень достойно. Но дальнейший творческий путь не был для Салле простым. На родине, во Франции, её принимали весьма сдержанно.
Тогда Мари Салле отправилась в Англию. Туманный Альбион стал свидетелем многих триумфов танцовщицы. Её выступления были встречены восторженно, сама королева восхищалась ими. Важную роль в творчестве Салле сыграло сотрудничество с Генделем. В его операх она с большим успехом исполняла танцевальные номера. Музыку к некоторым из них великий композитор написал специально для Салле. Хореографические сцены в «Альчине» и «Ариоданте» балерина поставила сама.
Смелое новаторство
Отдельные номера в операх были лишь одной из граней её творчества. Салле стремилась к созданию целостного спектакля с ясным сюжетом, раскрытым при помощи танца и пантомимы. В те годы подобный жанр ещё не сформировался. Однако Салле решилась на новаторство. Она поставила два балета — «Пигмалион» и «Вакх и Ариадна». Их успех был огромен. Мари Салле, будучи первоклассной танцовщицей и балетмейстером, в полной мере проявила свои уникальные способности.
В основу балета «Пигмалион» был положен миф о скульпторе, создавшем статую прекрасной девушки и оживившем её силой любви. Салле сама исполнила партию Галатеи. Этот образ позволил балерине соединить своё танцевальное мастерство с драматической выразительностью. На зрителей производила сильное впечатление сцена, где Галатея оживала. Каждое движение артистки было глубоко прочувствовано и осмыслено.
Необычным для той эпохи был и костюм — вместо тяжёлого платья Салле надела греческий хитон. Такой наряд призван был не просто подчеркнуть пластику движений — он напоминал о временах античности, к которым отсылала тематика балета. Артистка отказалась и от парика — её волосы свободно ниспадали на плечи. Для первой половины XVIII века это было очень смелым шагом.
Легенда балета
Выступления Салле видел юный Жан-Жорж Новерр. Именно он позднее осуществил свою реформу, сделавшую балет самостоятельным видом искусства. Произошло это отнюдь не на пустом месте. Почву подготовило творчество выдающихся мастеров, в числе которых — Мари Салле. Балерина, стремившаяся к созданию целостных спектаклей, во многом предвосхитила деятельность Новерра.
Салле сумела добиться признания и во Франции. С большим успехом она исполняла танцы в операх и дивертисментах Жана-Филиппа Рамо и Жана-Батиста Люлли. Артистка была частой гостьей в Версале — её приглашали для участия в придворных представлениях. Современники прозвали Салле «Терпсихорой Франции».
Искусство танцовщицы вдохновляло живописцев — их полотна сохранили до наших дней её облик. А чтобы представить себе ту одухотворённую грацию, которой обладала Мари Салле, достаточно прислушаться к танцевальной музыке Генделя. Эти изысканные мелодии пронизаны внутренним драматизмом. В них незримо присутствует вдохновенный артистизм легендарной балерины.
Спасибо оформителю этой статьи, добавившему в текст нашего знаменитого мизантропа (и, как оказывается - еще и мизофона) великолепные...