• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Сергей Пузырев Грандмастер

Откуда взялись феминистки? Часть 2

Движение за эмансипацию женщин в России до XIX века было скрыто в общественно-политических формах, разделяющих общество по социальному принципу, где все феминистки преимущественно были дворянками. И если в Европе феминистическое движение возникало под лозунгом содействия женскому труду и женскому образованию, в России таких потребностей не было, так как феминистки-аристократки и без того были относительно свободны.

Everett Historical , Shutterstock.com

В романе «Отцы и дети» И. Тургенева видны свободные настроения в обществе, о котором писал Писарев: «За крестьянским вопросом одно из первых мест занимает женский вопрос, который был самым доступным для борьбы с лицемерием и предрассудками населения в отношении к женщине, в ее положении в семье и обществе. Женщина хочет и может учиться, работать, участвовать в общественной жизни, свободно создавать семью и быть в ней равноправной, но она всего лишена».

Домашнее воспитание под руководством полуграмотной гувернантки или частные закрытые пансионы превращали большинство девушек в «кисейных барышень». Опека отца в родительском доме, после свадьбы — опека мужа, выбранного родителями. Вечное подчинение, постоянная приниженность, полная невозможность развить свои способности и почти абсолютное отсутствие каких-либо умственных интересов.

Вот они, побудительные мотивы для русского феминизма: требование отца или мужа вести себя в рамках приличия и полуграмотная гувернантка…

Для женского образования в России для высших слоев общества были учреждены в 1764 г. Смольный институт и в начале XIX века ряд закрытых учебных заведений ведомства императрицы Марии. Открытые женские гимназии для всех сословий начали создаваться с 1860 г. Поводом для постановки вопроса о женском образовании послужила самоотверженная деятельность русских женщин в качестве сестер милосердия во время Крымской войны.

Организатор этой деятельности, хирург Н. И. Пирогов в своих статьях «Воспитание женщины, в котором заключается «воспитание человечества» доказывал, что от уровня образования женщины зависит духовное и материальное благополучие страны. Вряд ли выдающийся хирург XVIII века, заботясь об уровне образования женщин, задумывался о том, что в аграрной России его утопические взгляды не способны повлиять на состояние жизни женщин в обществе без повышения социального уровня жизни всего общества в целом.

Не задумывался, наверное, Пирогов и о том, что благодаря его влиянию, на сцену жизненного пространства выйдет новое социальное явление — «товарищ женщина», бесполое существо, поставившее под сомнение вопрос, справедливо ли называть женщиной сущность, сформировавшуюся в процессе различных эмансипаций, стабилизаций и реформаций. Можно ли считать женщиной существо, которое машет кувалдой и поднимает в спортивных состязаниях многопудовые гири и штангу. Существо, которое занимается бодибилдингом, скачет по татами в борцовском костюме или колотит руками и ногами по разбитой физиономии такому же непонятному существу с полностью атрофированными женскими физиологическими признаками.

По всей вероятности, «божье творение» столкнулось здесь с проявлениями, о которых говорил академик Чижевский: «Издавна мысль человека останавливалась с глубоким недоумением перед некоторыми явлениями, развертывающимися в области человеческих взаимоотношений. Исторические события, завершаясь почти всегда роковым образом, приводили к другим итогам, чем те, которые рисовало себе воображение правителей, государственных мужей и целых народов. В результате получалось совсем не то, к чему стремились отдельные люди и человеческие сообщества».

Конечно, иного и быть не должно, когда едва ли нашлась бы какая-нибудь крестьянка, проживающая в аграрной России, которая могла посетовать на надоевшую гувернантку и скучный пансионат.

Женщины теперь более свободны в выборе, но в новом обществе женщине труднее быть «хорошей матерью». В то время как радикальные феминистки считают, что результаты сексуальной революции благоприятны только для мужчин и продолжают стимулировать дальнейшее исследование гендерных различий, раздеваясь в общественных местах догола, другие в это время начинают бороться с проявлениями «сексизма» в обществе. И если вторая волна феминизма принесла сексуальную революцию, то третья волна, по моему мнению, несет сексуальное сумасшествие, когда Интернет забит изображениями оголяющихся «знаменитостей».

И опять возникает идея матриархата и древних женщин-воительниц, участвующих в войнах наравне с мужчинами, с отрезанием грудей для стрельбы из луков. Только разговор идет уже не об амазонках, а о сарматах, у которых женщины ездят верхом, владеют оружием, охотятся и выступают на войну, носят одинаковую с мужчинами одежду и даже замуж не выходят, пока в бою не убьют врага. Таких идиотских материалов и слухов, ссылающихся на научные исследования, множество, и нет им никакого опровержения.

Хотя никем еще не доказано, что в истории мира был когда-то матриархат и существовали амазонки, это всего лишь гипотезы, часто выдаваемые за действительность. Рожать детей, конечно, тоже кто-то должен, считают феминистки, но это гораздо проще, чем проявить себя и стать востребованным классным специалистом. И растить потомство — сложный труд, учитывая, что дети, став взрослыми, не всегда благодарны за вложенные в них силы и бессонные ночи.

Многие противники феминизма настроены против феминистского движения, считая его причиной разрушения традиционного уклада жизни и уничтожения привычных социальных и гендерных ролей, предписанных мужчинам и женщинам в зависимости от их пола. И поэтому, надо полагать, четвертая «завершающая» волна феминизма закончится в соответствии с финалом русской сказки Александра Пушкина о «Золотой рыбке» — при разбитом корыте.

Статья опубликована в выпуске 15.01.2015
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Если феминистки так заботятся о женском благосостоянии, то откуда в них полное неприятие женственности? Американские феминистки долго тренировали своих мужчин не открывать перед ними дверь (я все могу сама!), не говорить комплименты (сексизм), не ухаживать (харасмент). Теперь они имеют полное право смеяться над феминизированными мужчинами, которые просто боятся быть мужчинами. Как часто в рекламах показывают "дружную" семью, где уверенная в себе жена с зычным голосом распоряжается слабовольным мужем. Мужчинам настолько не комфортно рядом с американками, что они решают и свои сексуальные потребности в своем мужском кругу. Такое количество гомосексуалистов нельзя объяснить только генетическими изъянами, но и социальными. Идет вырождение нации. И все же хочу поспорить с автором в его негативном отношении к решению "женского вопроса" в России. Ведь вы согласитесь, что образованная мать даст ребенку больше, чем необразованная. Образованная жена становится Другом своего мужа; она не наскучит ему, как наскучит самка, они будут вместе искать решения жизненных проблем... Спасибо хирургу Пирогову и писателю Тургеневу за помощь в открытии женских гимназий. Как известно, любое хорошее дело можно извратить. И вместе с образованием в массы привнесли бациллу неверия. От неверия развивается бездуховность, а от бездуховности все остальные беды... Женщина становится умнее от накопленных в ней знаний, но уходит ее суть: сердце семьи. Стоило ли терять величие звания Матери, жены, хозяйки ради свободы, под которой понимается любое освобождение от ответственности? Вечные поиски смысла жизни на Земле (вне вечности) загоняли в депрессию. Отсюда европейский экзистенциализм, отсюда взаимные упреки, что "ты жизнь поломал(а)", отсюда брошенные дети...

    Возможно вам покажется интересной история от Марины Журинской:

    ...за трапезой иерейской один священник рассказал, как пришла к нему «дама», рассказывать, что она такая тонкая, а он ей произнес какие-то спокойные слова. Дама приободрилась и на следующей исповеди увеличила напор: и нежная она, и особенная, и никто ее не понимает, и все хуже нее… на что батюшка тем же добродушным голосом заметил: «А ты, мать, стирай». Дама слегка поникла. Конечно, можно сказать, что он был груб, — а можно и что он преподал ей тонкий урок патерикового звучания, а дальше — уже ее дело.

    Оценка статьи: 5

  • Отличная и своевременная статья. Что меня всегда удивляло в феминистках, так это их неумение ценить в себе ЖЕНЩИНУ.

    Оценка статьи: 5

    • Наталия Валенти, а вам не кажется, что это происходит скорее не от женщин, а от мужчин. Ценить свое женское, а для кого, наверное, эти женщины, просто, не видят перед собой тех мужчин, для кого это женское надо показывать, а то что они это ценят, то это факт, было бы для кого Так что среди тех, кого часто называют этим страшным ругательным именем феминистки, очень много и таких

  • Лесная Сова Лесная Сова Читатель 2 февраля 2015 в 06:54 отредактирован 26 мая 2018 в 16:31 Сообщить модератору

    Автор утрирует и окрашивает идею феминизма в черный цвет. Когда люди научатся не доводить идею до абсурда? Да и вообще искать проблемы в других людях и всячески навязывать им модель поведения по гендерному признаку гиблое дело. В любом случае в отношениях между мужчиной и женщиной природу их влечения к друг другу никто не отменял.

  • Как же нашим мужчинам хочется, чтобы мы остались у разбитого корыта, уже давно не работает сказка, женщины научились тормозить вовремя

  • Юлия Разинькова Читатель 16 января 2015 в 00:04 отредактирован 26 мая 2018 в 17:26 Сообщить модератору

    В статье чувствуется негативное отношение автора к феминизму, и следовательно статья написана предвзято и поверхностно. Первая часть была явно лучше, хотя не без изъянов... Оценка 3