Тем не менее в непосредственном общении с ребенком родители чаще прибегают не к проявлениям любви, а к подавлению всего того, что свойственно ребенку по самой природе, является его естественным состоянием, жизненной потребностью. Как ни парадоксально, но зачастую родители объясняют свое подавление по отношению к ребенку тем, что они его любят.
Под подавлением имеется в виду запрет на удовлетворение потребностей ребенка через прерывание его деятельности. Например, родители запрещают ребенку просмотр его любимого сериала, объясняя это тем, что любят его и поэтому заботятся о его психическом здоровье.
Запрещая заниматься ребенку тем, чем он хочет, родители заставляют его делать, то, что не отвечает его потребностям, например, уроки. Если при этом ребенок не подчиняется требованиям, то неминуемо следует наказание. Если оно не достигает цели, не исключено, что оно будет еще более жестким и изощренным.
Материнская любовь в родительском понимании проявляется через утверждение: «Я тебя люблю и лучше знаю, что тебе нужно. Поэтому ты должен делать то, что я тебе говорю». В этом заключается ключевая ошибка, драма родительского сознания и поведения.
Что видит ребенок, когда вы ему это говорите? Нахмуренные брови, сжатый рот, выпученные от злости глаза. Он читает на вашем лице любовь? Нет, ни в коем случае! Что слышит при этом ребенок? Что он лентяй, негодяй, двоечник и в будущем станет дворником. Где здесь материнская любовь? Что он чувствует, когда из всех возможных прикосновений получает в лучшем случае подзатыльники? Не думаю, что любовь.
Но взрослые считают, что ребенок должен их любить. А он не умеет это делать! Родители не могут научить его тому, чего сами не умеют. Ведь они не умеют проявлять любовь, тем не менее искренне считая, что все как раз наоборот: это ребенок их не любит, так как действует вопреки их желаниям и требованиям.
Так что же такое «любить ребенка» так, чтобы он это знал? Отбросим в сторону все мыслимые и немыслимые определения любви. Их просто огромное количество, море разливанное. Я веду речь о любви в христианском понимании, когда я вижу человека, я его слышу, чувствую, принимаю его таким, какой он есть, без осуждения и проявляю к нему неподдельный интерес. Помните, как Иисус Христос называл своих преследователей-палачей «добрыми людьми»? Каждый человек достоин любви, потому что он имеет Божественную сущность.
Как ребенок может понять, что родители его любят? Он должен видеть их добрые лица, слышать обращенную к нему доброжелательную речь, получать позитивную обратную связь, чувствовать, что он им интересен и то, что его принимают любым, даже «черненьким». Как говорится, «беленькими» -то нас любой полюбит, а ты прими меня таким, какой я есть, со всеми моими «тараканами».
Спасибо оформителю этой статьи, добавившему в текст нашего знаменитого мизантропа (и, как оказывается - еще и мизофона) великолепные...