• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Работа, карьера, бизнес
Наталья Гульчевская Дебютант

Каким бизнесом заняться? Пять стратегий выбора своего дела. Часть 2

Продолжаем исследовать стратегии выбора своего дела, опирающиеся на Шаблон бизнес-модели, или, более точно, Канву Бизнес-модули (Business Model Canvas). Это такой способ описания бизнеса, который позволяет на одном листе бумаги увидеть всю логику его построения и выработать наиболее успешную стратегию действий.

turlakova, Shutterstock

Мы уже рассмотрели две базовые стратегии построения своего дела: «От продукта» и «От клиента». Сейчас мы опишем еще три стратегии, менее известные, но при этом, возможно, наиболее подходящие для начинающего предпринимателя или фрилансера.

3. Стратегия профессионала.

Когда вы получали образование, особенно дополнительное, то вы уже инвестировали в свой бизнес. Кто вы как профессионал? Что вы умеете делать лучше всего? И чем вам по-настоящему хотелось бы заниматься изо дня в день?

И тогда — какую пользу и кому вы будете приносить своей деятельностью? Какие ресурсы вам необходимы для наиболее эффективного выполнения своей работы?

Кто может быть вашим партнером?

Эту стратегию часто выбирают фрилансеры. Вы даже можете выбрать наемную работу, но всегда будете заниматься «Своим делом», и поэтому получать удовлетворение.

Также эта стратегия подходит тем, кто хочет превратить в бизнес свое хобби.

Пример из личного опыта. Я — коуч, я обучалась коучингу, и это — самая прекрасная деятельность, которой я хочу заниматься!

Какую ценность я приношу? Я помогаю людям достигать успеха, ставить и реализовывать цели в самых разных сферах жизни.

Кто мои клиенты? Все, кто хочет развиваться.

Кто мои партнеры? В первую очередь, школа коучинга, в которой я обучалась, и профессиональное сообщество — международная федерация коучинга. Я работаю на себя, но могу включаться в проекты, где нужны коучи.

Эта модель может видоизменяться со временем. Например, в процессе реализации ключевой деятельности я замечаю, с какими клиентами мне интересней работать и по каким темам я приношу наибольшую ценность. Так появляется специализация, и для формулирования ценностного предложения можно использовать стратегию «От клиента».

Например, мне нравится работать с предпринимателями, и ценность, которую я могу дать — способствовать развитию бизнеса. Это направление бизнес-коучинга. А моей коллеге интересно работать с семейными парами, и ценность, которую она дает — делает семьи счастливыми. Это направление семейного коучинга.

4. Стратегия Форы.

Фора — это «нечестное» конкурентное преимущество, дающее ощутимое превосходство на рынке. Что-то, что есть у вас, но нет у ваших потенциальных конкурентов и они не могут это получить. Возможно, вы вообще уникальны на своем рынке?

Фора может стать вашим «счастливым входным билетом» в бизнес, но, конечно, все равно следует проверить: а нужно ли это людям?

Пример. Наша хорошая знакомая — уникальная личность. Будучи стюардессой, она улетела в декрет на тропический остров Самуи в Таиланде, где счастливо живет уже третий год, зарабатывая себе на жизнь бизнесом, идея которого родилась именно из «форы».

В чем отличительные особенности стюардессы? Кроме красоты и смелости — еще и полеты на чрезвычайно льготных условиях. Какой бизнес вы бы запустили на её месте? Конечно, служба доставки Таиланд-Россия!

Востребована ли эта услуга? Кто является клиентом? Это важные вопросы, так как простое копирование бизнеса, даже при аналогичной форе, может не принести успеха. Например, если бы такая услуга предлагалась на маленьком острове с пакетными туристами — вряд ли бы она стала прибыльной. Но на Самуи постоянно живут или зимуют несколько тысяч русских семей, регулярный поток посылок с Родины и обратно гарантирован. Но главное, чтобы фора давала конкретную ценность. В этом примере доставка вдвое дешевле и на порядок быстрее почты.

5. Стратегия ресурсов.

Ресурсы могут быть материальные, информационные, человеческие и временные.

Просто посмотрите — что у вас есть такого, на чем можно зарабатывать деньги?

Примеры:

1. Если у вас есть квартира, то ее можно сдавать в аренду. А можно использовать как ресурс для бизнеса, например, открыв в ней хостел, потенциально приносящий в несколько раз больше дохода. Но, как всегда, нужно проверить остальные части бизнес-модели, чтобы убедиться, что бизнес будет прибыльным: кто ваши потребители (туристы, студенты, командировочные)? Сколько их в городе? Каковы каналы связи с ними? Какую деятельность надо будет делать и подходит ли она вам?

Ресурс занят? Иногда выгодно найти способ освободить. Один наш знакомый переехал на съемную квартиру, чтобы открыть хостел в своей. Прибыль от его хостела перекрывает затраты на аренду квартиры для жизни.

2. Информационный ресурс. У вас есть патент на изобретение, права на торговую марку, интересный домен? Найдите способ монетизировать их. У вас есть надежная информация о будущем отрасли? Вероятно, вы сможете предсказать спрос. Вы являетесь экспертом в какой-то теме или имеете доступ к источнику информации? Консалтинговое агентство — ваш путь. Изучите остальные части бизнес-модели — кому нужна эта информация, какую ценность она дает людям, как именно вы будете ее передавать и т. д.

3. Пример человеческого ресурса — у вас есть команда, с которой хоть в огонь, хоть в воду. Вы вместе придумываете, какой бизнес создавать, исходя из возможностей команды. Можно использовать шаблон бизнес-модели для совместного мозгового штурма, получая общее видение по каждому из секторов. Скорее всего, потребуется несколько шаблонов, для оформления различных идей или вариаций одной идеи.

4. Какой бизнес можно построить, опираясь на ресурс времени? Оставим этот вопрос открытым для тех, у кого этот ресурс избыточен. У вас есть время хорошо всё обдумать.

Благодарю за помощь в подготовке статьи Игоря Антарова, коуча ICF, бизнес-тренера, ментора Lean Startup Machine.

Статья опубликована в выпуске 3.02.2015
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • · 3. Стратегия профессионала.

    Когда вы получали образование, особенно дополнительное, то вы уже инвестировали в свой бизнес. Кто вы как профессионал? Что вы умеете делать лучше всего? И чем вам по-настоящему хотелось бы заниматься изо дня в день?
    И тогда – какую пользу и кому вы будете приносить своей деятельностью? Какие ресурсы вам необходимы для наиболее эффективного выполнения своей работы?


    Ох и глупости вы говорите!.. Всё это только для несмышленых, что готовы с денежкой распрощаться, и чтобы лишь потом понять: Что делать-то?!

    • Вячеслав Старостин, ну так если Вам не подходит такая стратегия - примерьте еще 4 (или больше)
      Данная стратегия, кстати, позволяет найти по-настоящему "свое" дело, которое будет приносить не только деньги, но удовольствие в первую очередь. Когда стирается грань между работой и хобби.

  • Вдохновляет.

    Оценка статьи: 5

  • Приведите пример успешной раскрутки патента или полезной модели.
    Согласно журналу "Англия" в начале перестройки, индивидуальный бизнес на изобретениях самый трудный. Известен ли Вам хоть один несчастный изобретатель в РФ (или Москве) которому удалось "крупно навариться" на своих изобретениях или полезных моделях?

    Оценка статьи: 5

    • Сергей Дмитриев, так ответ в первой части статьи - "Стратегия от потребителя". Может, если бы изобретения решали реальные потребности пользователей, они были бы более востребованы?

      • Наталья Гульчевская, именноя я и уповаю на "реальные потребности пользователей". Единичные восторги от дверной ручки и тачки я уже фиксировал, но, как часто это бывало, они пока не получили развития. В комментарии недавней статьи В.Старостина "Почему я не герой?" я развивал эту тему, но поддержки не получил.
        Сейчас в работе контакты с ресурсом "Inventionhome". Опять надеюсь на ощутимый результат.

        Оценка статьи: 5

        • Наталья Гульчевская Наталья Гульчевская Дебютант 7 февраля 2015 в 09:28 отредактирован 7 февраля 2015 в 09:29 Сообщить модератору

          Сергей Дмитриев, позитивный отклик потребителей - то может это и сделать аргументом в переговорах с производителем?
          Я, конечно, не знаю всех нюансов Вашей ситуации, но то, что увидела из сообщений, создало некоторую картинку.
          Возможно, я бы пошла таким путем (который собственно и рекомендует Стив Бланк):
          1) Определила круг конечных потребителей моего продукта - кто они? Выбрала бы человек 20 (не меньше, лучше больше) для тестирования, собрав максимально широкую выборку по возрасту, полу, социальному положению.
          2) Дала бы им потестировать опытный образец, можно с видеозаписью, и записала бы их отзывы. Спросила бы также, за сколько они готовы купить эту вещь.
          3) Если есть негативные отзывы, или человек не видит ценности и не купил бы такую вещь, и таких больше 30% от выборки - то надо делать pivot, разворот бизнес-модели, смотреть, или это не тот продукт, или не для той категории людей.
          4) Если отзывы в целом положительны, и особенно если виден "сильный сигнал" - у вас жаждут купить эту вещь - то ура! Вот уже с этими видеоотзывами можно идти к инвестору или к производственникам.

          Это тестирование на "живых людях".
          Можно то же сделать в интернете - создать лендинг (продающую страницу), описывающую Ваш продукт и его пользу, как если бы он уже был готов, и большую кнопку "Хочу купить". Запускаете рекламу в директе, соцсетях и смотрите статистику, определив для себя критерии.
          Когда человек нажимает "Хочу купить" - то, конечно, не продаете ему ничего, а благодарите, и говорит что товар скоро появится, можете обратную связь запросить - почему захотел купить, и т.д.

          Это две работающие модели разработки и тестирования новых продуктов.

          • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 7 февраля 2015 в 11:16 отредактирован 7 февраля 2015 в 11:25 Сообщить модератору

            Наталья Гульчевская, спасибо за профразборку. Я уже рыпался такой вариант прокрутить в реальном контактном варианте(без выхода в Сеть), тем более что "продукт готов", его можно потрогать и опробывать. Я подваливал к "хозмагазину", где продаются тачки: дескать, давайте выставим этот образец перед магазином,чтоб люди могли её покатать и оставить заказ на "изделие". А потом, имея список заказов, можно найти исполнителей для сходной цены изделия.
            Так где там? Сразу выявляется ворох всяких подозрений в авантюре.
            В Сети много и фото и видео полезных изделий - бери тиражируй, наваривайся без всяких патентов и претензий на права.вот мне и хотелось бы увидеть "отчёт" на примере, как наварились на своём или спираченном образце.

            Оценка статьи: 5