Он немало по свету побродил и утверждал, что в 1914 году у каждого села был свой характер, который сильно зависел от давнего хозяина. Что было заложено помещичьим родом (лучшими людьми этого рода), то деревня свято хранила и в обиду пришлым не давала. И упорное противостояние соблазнам, в частности трезвость, было главным заветом предков во множестве разных мест.
Писатели писали о типичном? И да, и нет. Резануло что-то глаз в одном месте, потом увиделось в другом — художник обобщил. А сотни мест, где ничто особенное на глаза не бросалось, не заметил. Но ведь нормальная деревня спокойна и гармонична. Типичные отклонения к ней не относятся.
Мы думаем, что если Петр постзаграничного образца навязал России празднества с попойками, то так оно и было всё время. Ничего подобного. Спивались — и одумывались. Это как болезнь: жар, головная боль, ломота во всех членах, слабость, но через неделю ум светлеет и порождает идеи и правила для новой здоровой жизни. Примерно так же и сёла заражались и переболевали алкоголизмом.
Помню из детства, как сторожем дачных участков стал крепкий дед. Он был исключительно честен, и если дачники что-то теряли, хозяина находил и вещь возвращал. И вдруг пошли разговоры о том, что он попивает (не пьёт, не напивается, не уходит в запой, а только изредка находится в лёгком веселящем подпитии, «чуть-чуть для настроения»). Стали обсуждать, кого же взамен сторожем взять. Если сильный молодой, то где-то такие деньги зарабатывает, что дачники столько же не соберут. А из старого слабого какой сторож? Прослойка из сильных молодых бездельников в тот момент просто не существовала. Тогда же взрослые говорили между собой о том, что «деревню начали спаивать» и что «десять лет назад такого не было».
В 1984 году начали кампанию против пьянства и возмутили народ варварской вырубкой виноградников. Программа «Время» усиленно пропагандировала безалкогольные свадьбы, и на фоне одной из передач прозвучал комментарий: «Сперва приучали, теперь так отучают, чтобы запретный плод стал сладок. Кто-то упорно гнёт свою линию». По городу висели плакаты «Трезвость — норма жизни», но новый год начинался с фильма «С лёгким паром!», где пьяное недоразумение в итоге изменяло жизнь к лучшему. Пьяниц показывали не злобными ничтожествами, а доброжелательными симпатягами, тонкими натурами, застрявшими в житейских тупиках. Возможно, в этом случае художники снова выявили типичное отклонение, но — отклонение.
Сейчас деревня пьет. Больше прежнего или меньше? Не знаю. Беспросветно и беспробудно или умеренно? Тоже не знаю. Могу лишь пересказать слова одного полупьяного деревенского философа, который однажды так обратился ко мне:
— Вот ты девка умная, и про своих этих эритроцитов говоришь так, что я б этим цыпам зернышков насыпал, если бы знал, куда. Ты б на сельский сход пришла и всем так рассказала…
И стал он говорить о том, как в 1930-м приехал к ним в деревню парень молодой языкастый и предков распропагандировал так, что в три дня три совхоза организовали и в ту же осень зажили так, как до того и не мечтали. Сейчас бы таких. А то присылают каких-то нудных болтунов, те чего-то порассказывают-порассказывают и уедут. Чего приезжали, спрашивается?
Нет живых людей, нет идей, ничего нет, незачем жить, нечего хотеть. «Ну выпил я эту твою кока-колу, „праздник к нам приходит, праздник к нам приходит“. И где праздник? Где на душе праздник, я тебя спрашиваю?!»
И сказал он мне, что с 70-х годов нет людей с идеями. Были такие, что «знаний как грязи», были с «политинформа — цыц!-циями», были «покупальщики рабсилы за живой доллар — одна штука», а таких, чтобы воодушевили да всех разом на дело подняли — не было. С 70-х годов — не было. «Твоя эта интеллигенция зажралась ещё тогда и зазналась».
Мне стало стыдно за «мою эту» интеллигенцию. Вроде бы не зажралась, вроде бы не зазналась, но ведь и впрямь в мыслях не было ехать в деревню воодушевлять и поднимать. Сколько мы волонтёрили в разных местах по разным поводам — но всё сами с собой, без обращения к деревенскому жителю. Козьего молочка купим да посочувствуем, что деревня погибает, вот и всё общение. В остальном деревня — сама по себе, мы — сами по себе.
Когда на картошку ездили, строго-настрого предупреждали друг друга, чтобы с деревенскими не связывались, от них одни проблемы. Когда дачи возле деревни построили, быстро наладили отношения с продавцами молока и впредь заботились лишь о том, чтобы деревенские пацаны наши дачи не обкрадывали. Молча, но с трудом терпели, когда деревенские приходили купаться на наши копанки. Гулявшие между рядами дач компании считали бандами или наводчиками. Детей своих осторожно отзывали, когда они начинали слишком живо общаться с грубоватыми деревенскими. Иногда сдруживались с некоторыми добродушными старушками, но вскоре обнаруживали, что от симпатичной старушки вся деревня о нас всё знает и оттого фамильярничает. С ужасом отказывались от приглашений на попойки.
Мы и они — два мира. Мы — умные, они — хитрые, мы — трезвые, они — пьяные, мы — одиночки, они… Приходить к ним и к чему-то призывать — нелепица.
Неужели правда, что до 70-х не было этого разделения, деревня не была отверженной и не пила?
Правда ли то, что деревня ждёт нашего прихода и наших воодушевляющих речей? В душу лезть не позволит, заигрывания не потерпит, но постарается дорасти до нас.
Верно ли, что сейчас самое подходящее время, чтобы преодолеть наше полувековое разделение?
...А всё началось с того, что Столыпин в административном ударе раскурочил сельскую общину, которая была органической формой выживания на селе.Она могла бы быть предтечей колхозов. Статья содеоржательная, оценка: 5.
0 Ответить
Начал Ельцин, Путин продолжает.
0 Ответить
Во блин!
И где модераторы???
Где редакция???
Фактическая ошибка.... и никто до сих пор не поправил..
Никому дела нет.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Андрей Владимиров, как так никто не поправил? А Вы? Вы же в комментарии назвали и год, и документ. Замечательный конкретный комментарий.
0 Ответить
Постановление для всех было опубликовано позже, чем снизились продажи алкоголя и начали войну с виноградарством
0 Ответить
Елена Ермолова,
Интересно, откуда такие сведения что с 1984 года началась кампания?
Может какие то документы есть?
Я вот основываюсь только на фактах, факты на документах.
Можно конечно ещё на личных, субъективных впечатлениях (КРАЙНЕ НЕ ОБЪЕКТИВНЫЙ КСТАТИ ИСТОЧНИК).
Так вот до 1985 года проблем с алкоголем в стране не было...
А в 1989 году я со знакомой девушкой заявление в загс подавал, чтобы талоны на водку получить... и в магазин для новобрачных..
Вам в 1984 году сколько лет было?
У меня всё это на глаза происходило.
Итак, бумаги на стол мем.. (или хотя бы источник)
Либо признайте, что это ваше предположение... либо , что ещё честнее ОШИБКА.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Кстати сказать, война с виноградниками - это миф. Из-за филлоксеры, антракноза, серой гнили, оидиума и прочего виноградники раскорчёвывали постоянно, но в 1984 году площади не стали восстанавливать.
«В среднем за год было списано виноградников в 1981-1984 гг. – 85 тыс. гектаров, в 1985-1989 гг. – 74 тыс. гектаров».
0 Ответить
Елена Ермолова,
Сообщаю также, что согласно ДОКУМЕНТОВ ( возможно у вас своя история) М.С. Горбачёв был избран генеральным секретарём ЦК КПСС только в марте 1985 года..... так что начать КОМПАНИЮ раньше он не мог.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
И упорное противостояние соблазнам, в частности трезвость, было главным заветом предков во множестве разных мест
Не знаю, как насчет упорного противостояния соблазнам, но, например, сухой закон всегда приводил к негативным последствиям. Во-время Первой мировой его ввели в России, так деревни начали спиваться просто жутким образом.
Если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют. (М.Е.Салтыков-Щедрин).
Оценка статьи: 5
0 Ответить
До меня далеко-далеко не сразу дошло, что расцвет питейной мафии во время сухого закона и престижность алкоголя именно потому, что запретный плод сладок - это мистификация.
Всё это есть, но есть разница между тем, что просто существует, и тем, чего значимо много.
При запрете это есть где-то и в каком-то не слишком большом количестве, возможна борьба и возможна победа. А когда зло разрешено и к тому же выгодно, то есть везде, в огромном количестве и оно необоримо.
0 Ответить
А мне кажется, что деревня стала деградироваться именно тогда, когда стало разрушаться сельское хозяйство. А именно в 90 ые годы. Когда были колхозы, в них все - таки была какая-то жизнь, были какие-то развлечения, в глухие деревни, где не было клубов своих, приезжали и крутили кино, в селах устраивали праздники и ярмарки, продавали там свои продукты и изобретения и поделки. Когда колхозы распались стали уничтожаться коровники, свинарники, поля стали продавать под постройки. Работы нет, развлечений нет, что же делать, как не пить...Деревня пила и раньше, но и работала, если так сказать, она всегда была пьющая, но алкоголиков в ней не было, некогда было пить запоями, поскольку не поработаешь летним сезоном, не сделаешь запасы на зиму, зимой просто не выживешь.
3 Ответить
В "моей" деревне есть и алкаши и работяги.
Работяги "употребляют" достаточно редко - и не до потери сознательности, хотя и регулярно.
Алкаши пьют самогонку от "тети Пани", пропивают, что есть в доме и что еще могут заработать. Их несколько челов, раньше было больше, лет через несколько их не будет вообще, все вымрут. Пить они "так" начали в 90е. До того были нормальными работягами.
Оценка статьи: 5
4 Ответить
"В 1984 году начали кампанию против пьянства и возмутили народ варварской вырубкой виноградников."
НЕПРАВИЛЬНО!
7 мая 1985 года были приняты Постановление ЦК КПСС («О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма») и Постановление Совмина СССР № 410 («О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения»), которыми предписывалось всем партийным, административным и правоохранительным органам решительно и повсеместно усилить борьбу с пьянством и алкоголизмом, причём предусматривалось значительное сокращение производства алкогольных напитков, числа мест их продажи и времени продажи.
Оценка статьи: 5
4 Ответить
В трех последних абзацах - три вопроса. Ответ на каждый - "нет"
0 Ответить