• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Елена Ермолова Грандмастер

Как и зачем играть на хромке?

Приближается Масленица. Поедем праздновать за город, и будут у нас блины, и народные игры, и целое представление с чучелом, с медведем, с молодецкими потехами, со старинными играми, с масленичными закличками и хороводными песнями. Народу будет много, и чтобы узнать, где происходит всё самое интересное, надо прислушаться.

Фото: nejuras, по лицензии shutterstock.com

Поскольку праздник народный, тон будет задавать народный инструмент. Не знаю, придут ли балалаечники, а гармонисты точно придут. И их, как всегда, не будет хватать. Гармонист на Масленице пользуется колоссальным спросом. И за ближайшие пару недель можно успеть купить гармонь (на Авито есть инструменты и за тысячу, и за 140 тысяч), разучить пару наигрышей — и стать желаннейшим гостем на празднике.

У хромки кнопок всего-то по два ряда: два под правой рукой и два под левой. Правда, под левой может быть и три ряда, тогда первый ряд от мехов — это вспомогательный, на нем нотки идут по порядку (сверху вниз). О хромке с тремя рядами кнопок говорить не буду, сами разберётесь. Здесь будет что попроще да полегче.

Чтобы знать, где какие звуки у правой руки, поставьте два пальца на кнопки так, как скажу.

На третью кнопку того ряда, что дальше от центра — третий палец. На вторую кнопку ближнего к мехам ряда — второй палец. Запомнили? Третий — на третью, второй — на вторую.

Гармонь играет в двух тональностях — мажоре и параллельном миноре, и сейчас у вас под третьим пальцем правой руки — тоника. Предположим, это «до» (хотя могут быть и соль, и ре, и другие варианты).

Сыграем гамму? Для этого правая рука начинает перебирать пальцами: 3−2−3−2…, постепенно смещая их книзу. Получится «до-ре-ми-фа-соль…». Это как если бы вы играли на фортепиано только по белым клавишам.

Как и зачем играть на хромке?
Фото: по лицензии PxHere.com

Аккомпанемент добавим?

В левой руке всё очень логично: первый ряд (ближе к мехам) сопровождает бравый мажор, второй ряд — минор, и средняя пара кнопок — это тоника с аккордом, нижняя пара (по вертикали) — субдоминанта, верхняя пара — доминанта.

Начали играть гамму мажорную — аккомпанемент для первого звука в первом ряду в середине.

Дальше не читайте, это страшные слова для непосвященных — пойдут субдоминанта минора, доминанта минора, субдоминанта мажора, доминанта мажора, тоника минора. То есть ноты до, ре, ми, фа, соль, ля, дополненные до трезвучий.

А как же си? А нет си! Если гармонь с двумя рядами под левой рукой, то си — нет, пропускаем и не заморачиваемся. Если рядов три, то си — это верхняя четвёртая пара звуков.

Тем, кто учился в строгой музыкальной школе, страшно трудно привыкать к легкому инструменту, где невозможны никакие транспонирования мелодии. Какую гармонь взял — в той тональности и пой. Зато тем, кто в музыке ничего не смыслит, но медведь на ухо не наступил или наступил и сразу соскочил, очень удобно подбирать на хромке песни по слуху.

Три аккорда в мажоре да три в миноре. Левой рукой с тоники в центре начали, вниз прыгнули, вверх прыгнули, в центре закончили. Почаще возвращаться в центр, делать это при всякой заминке, тоника на назойливость не обижается. Частушечный наигрыш освоить, да и петь что бог на душу положит — любимое деревенское развлечение, предшествовавшее кнопкам компьютерных игр и мгновенно получавшее одобрение в случае удачи.

А в правой руке неимоверное удобство для ведения мелодии в два голоса. Две соседние кнопки по вертикали — это терция. Промахнулись, попали между кнопками — считайте, нарочно в двухголосие перешли. Так что когда пойдёте играть на улицу, без сомнений надевайте перчатки, гармонь не обидится и всё исполнит как надо.

Вернёмся к началу: третий палец на третьей кнопке — это тоника в мажоре. А если нам нужен минор? Тогда в ближнем к мехам ряду, где у нас стоит второй палец на второй кнопке, прыгаем через кнопочку вниз. Ясно ли, почему?

По крайнему ряду у нас шли подряд ноты до, ми, соль (готовое трезвучие, годится для аккомпанемента), а в первом ряду (около мехов) такие же три кнопки — это ре, фа, ля. Вот ля-то нам и нужно. Ля-минор параллелен до-мажору и не имеет знаков в ключе.

Совершенно то же самое, если у нас тоника в мажоре — ре, в миноре — ми, просто звук будет на один тон выше. Если основной тон — ля, то все песни будут петься на полтора тона ниже, чем было с «до». Если диапазон невелик, то эти различия могут быть существенны. Так что надо бы сперва примериться, немного попеть при выборе инструмента — или положиться на «авось», и будь что будет.

Всё о хромке, от простеньких нот и виртуозных видео-примеров для подражания до анонсов фестивалей и конкурсов, можно найти на сайте «Русская гармонь», а поучаствовать в самой-самой лучшей Масленице… Нет, не скажу, где она, это секрет. Но если хоть немного освоите гармонь, с собой возьму обязательно.

Статья опубликована в выпуске 17.02.2015
Обновлено 22.11.2024

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: