Причем наш мозг создан для этого — креативного решения проблем, и природную изобретательность можно усилить. В этом уверена преподаватель Стэнфорда Тина Силиг. В своей новой книге она дает отличные советы, которые помогут стряхнуть оцепенение, зарядить мозги и взглянуть на мир с другой стороны, сделать его чуть лучше, а себя — креативнее.
Под другим углом
Умение взглянуть на проблему с разных точек зрения критически важно для решения всех типов задач. До 1543 года люди верили, что Солнце и планеты вращаются вокруг Земли. Но в 1543 году Коперник изменил представления человечества. Произошла радикальная перемена точки зрения, приведшая к «коперниковой революции». Вы тоже способны начать революцию. Нужно всего лишь посмотреть на проблемы, которыми вы заняты, под другим углом.
Некоторые художники и музыканты сознательно ломают наши рамки. Например, Мауриц Корнелис Эшер знаменит своими графическими работами, в которых он играет восприятием зрителя, заставляя его видеть различные фигуры попеременно то на переднем, то на заднем плане.
Тренировать в себе умение изменять точку зрения можно каждый день. Найдите камень или кусок дерева, вставьте в рамку и получите арт-объект. Представьте, что ваш молодой секретарь однажды станет исполнительным директором. Сядьте на пол и поймите, каким видят мир маленькие дети.
В поисках вдохновения
Дразнящий. Всего одно слово — дразнящий. Сможете, вдохновившись им, написать три страницы эссе?
Абсолютно всё — каждое слово, каждый предмет — дает вам возможность максимально использовать знания, чтобы подстегнуть полет фантазии.
До недавнего времени абитуриенты в Оксфорде сдавали «однословный экзамен». Они одновременно и предвкушали, и боялись Того Самого Эссе, как его называли. На экзамене каждый из них одновременно с остальными переворачивал лист бумаги, на котором было написано одно слово — к примеру, «невинность», «чудеса» или «дразнящий». За три часа они должны были написать сочинение, вдохновленное одним-единственным словом.
Сочетать несочетаемое
Умение соединять и комбинировать несочетаемые объекты — важный этап создания инноваций. Для формирования новых идей нужно научиться реорганизовывать и перегруппировывать старые.
Этого принципа придерживаются любители японского художественного направления чиндогу. Чиндогу — это создание странных, необычных изобретений за счет сочетания несочетаемого. Например, костюм для грудного ребенка с половой тряпкой на животе — ползая по полу, ребенок одновременно убирает в квартире. Или разлинованная на спине рубашка, чтобы вы точно могли точно сказать, где именно вам нужно почесать спину.
Конечно, эти изобретения непрактичны, но они вполне могут быть первым шагом к созданию чего-то по-настоящему полезного.
От перемены мест слагаемых сумма… меняется!
«Сколько будет пять плюс пять?» «Сумма каких двух чисел равняется десяти?» На первый вопрос существует только один ответ, а вот на второй — неисчислимое множество, особенно если учитывать дроби и отрицательные числа. Эти два примера на простое сложение различаются только формулировками.
Умение поставить вопрос иначе — эффективный метод развития воображения, потому что с изменением формулировки открывается огромное количество возможных решений.
Альберт Эйнштейн однажды сказал: «Если бы мне дали час на решение задачи, от которой зависела бы моя жизнь, то 55 минут я бы потратил на то, чтобы точно сформулировать вопрос. А для того чтобы ответить на правильно поставленный вопрос, мне нужно не больше пяти минут».
Изобретайте будущее
Креативность открывает целую вселенную возможностей. Развивая творческое начало, вместо проблем вы обнаружите потенциал, вместо препятствий — мотивацию, вместо вызовов — вероятность революционных решений. Однако в школе не учат творческому подходу к решению проблем, он даже не считается умением, которым можно овладеть. К сожалению, устойчивое убеждение, что идеи дешевы, довольно распространено. Идеи вовсе не дешевы — они бесплатны. И бесценны.
Идеи приводят к нововведениям, двигающим вперед мировую экономику, и не допускают превращения нашей жизни в однообразное и бездеятельное существование. Это краны, вытаскивающие нас с проторенных тропок на путь прогресса. Без новых идей жизнь будет не просто многократным повторением одних и тех же эпизодов, она станет откатываться обратно.
В сущности, наши главные ошибки заключаются не в том, что мы что-то делаем неправильно, а в том, что даже не мечтаем о чем-то большем. Все мы — изобретатели собственного будущего. Изобретайте свое.
Генерировать удивительные идеи ничего не стоит, а результаты этого бесценны.
По материалам книги Тины Силиг «Разрыв шаблона».
У меня вопрос: а зачем находить и воплощать в жизнь прорывные идеи? Какие идеи? И как воплощать?
Не кажется ли вам, что заданный, кажущийся большинству аксиомой, алгоритм, довольно непрорывной и замшелый?
1 Ответить
Статья преисполнена бесшабашного пафоса ! СпасибКИ ! Зазываю почитать мои статьи на схожую тему, напр., "Как формируется замысел?", "Как я внедрял свои руцухи?" и др.(и оставить хорошие отзывы)
Идеи не обязательно должны быть "прорывными" - "Никогда не отказывайтесь от малого в работе, ибо из малого строится великое." - сказал ИВС. Прорыв на уровне Коперника большая редкость и многим не по зубам. Уровень Si El (простой элемент) доступен едва ли не каждому - знай "твори, выдумывай, пробуй."
Увы, сейчас "творческая жилка" в технике приняла потребительский характер.
"Стихи не пишутся - случаются, // как чувства или же закат. // Душа - слепая соучастница. // Не написал - случилось так." (А. Взнснскй)
Точно так же и с идеями и их воплощением.
ПС: Можно было упомянуть мЭтод конвЭрсии при решении технических задач)
Оценка статьи: 5
0 Ответить