И вдруг моя пациентка принесла мне изданную почти 10 лет назад книгу братьев Шаргородских «Иерусалимские сны». Боже, какое это было ощущение!
Под впечатлением я кликнул в Mail.ru, в Google и добыл некоторую информацию (к сожалению, далеко не полную) об авторах и их произведениях.
«В начале 70-х годов появился в нашей лаборатории молодой инженер — выпускник одного из ленинградских вузов. Привлекательное загорелое лицо с копной черных волос, спортивная фигура и звучный баритон…
Алик Шаргородский — так звали нашего нового сотрудника — явно не спешил грызть гранит науки. Однажды я попросил его сходить в архив за чертежом, необходимым для проведения экспериментов, и он пропал на два часа (архив помещался на втором этаже, а наша лаборатория — на первом, в том же здании). Когда он вернулся, я сказал строго: «Алик, где ты был так долго, мы ведь тебя ждем?!», на что он с обезоруживающей улыбкой ответил: «Да ладно тебе, старик, просто сходил выпить кофе», — и вручил мне нужный чертеж. Было ясно, что его помыслы весьма далеки от инженерных проблем".
«Лев Шаргородский родился в 1934 году в Ленинграде. Вырос, учился, образование, как говорил Жванецкий, — „никакого, то есть высшее техническое“. Типичная биография еврейского мальчика из большого советского города. А потом Лев Шаргородский стал писателем, что менее типично, хотя и это бывает. И не один стал, а вместе с братом Александром, что совсем уж редкость… Потом был успех и признание советских читателей, неожиданная эмиграция, жизнь в Европе. И снова писательство. И вновь успех, уже „там“. Братьев Шаргородских называли „русским Вуди Алленом“, „Шолом-Алейхемом двадцатого века“, „Бабелем с Невского проспекта“».
«Во времена не столь отдаленные на просторах бывшего Советского Союза не было, пожалуй, газеты популярней „Литературки“. Вы, конечно, помните знаменитую шестнадцатую страницу этой газеты с ее „Клубом 12 стульев“. На этой странице я впервые познакомился с творчеством писателей Александра и Льва Шаргородских. Более тридцати лет они писали вдвоем. Кроме коротких юмористических рассказов ими написаны повести, пьесы, киносценарии… В 1989 году они уехали на Запад и после долгих мытарств поселились в Женеве».
О брате
«- Вы не думали написать книгу воспоминаний о вашем брате?
— Не думать об этом нельзя. Но я пока понимаю, что еще не готов.
— В этом году десять лет со дня его смерти.
— Да, Алик умер в августе 1995 года. Рана живая, кровоточащая. Пока я не могу писать, потому что для меня он жив. Наверно, должно пройти больше времени.
— После его смерти вы несколько лет не писали.
— Я думал, что я брошу писать. Может, это было бы разумно. Я не хотел писать без него и в течение трех лет не написал ни одной строчки. Сегодня, когда я вернулся к литературе, мне кажется, что он сидит там, где он обычно сидел, — справа, что он держит ручку, что он произносит какие-то предложения, что он подсказывает, что он выступает против… И я прислушиваюсь. Я пишу с ним. Он и сегодня рядом, поэтому я часто говорю „мы“».
Об отце
«Каждое утро отец улыбается мне с фото.
Он только что затянулся папироской, ему ничего не нужно, ему хорошо…
Он улыбается, он хочет научить меня правильно воспринимать жизнь.
— Улыбайся, — говорит он, — жизнь улыбается только в ответ».
О матери
«Ну что мне вам сказать? Вы, конечно, можете не верить, но меня, Розу Абрамовну, во время войны спасли немцы, чтоб они сгорели! Точнее, немецкая бомбардировочная авиация. Если б это чертово Люфтваффе вовремя не налетело — я бы погибла. Думаю, перед вами уникальная личность, которая осталась жить благодаря бомбежке…
Если вы жили в Ленинграде, то должны знать, что до войны я была Джульеттой. Семь лет никому этой роли не поручали, кроме меня…
Перед самой войной Джульетта влюбилась, — нет, не в Ромео, это был подонок, антисемит, а в Натана Самойловича, очередного режиссера, — и должна была родить. Аборты в то время, как, впрочем, и все остальное, были запрещены. Что мне было делать — вы представляете беременную Джульетту на балконе веронского дома Монтекки?.. Нет повести печальнее на свете…
Я кинулась в «абортную» комиссию к ее председателю, удивительному человеку Нине Штейнберг. Она обожала театр, она была «а менч», она б скорее допустила беременного Ромео, чем Джульетту, и дала мне направление на аборт. Оно у меня до сих пор хранится в шкафу, потому что Натан Самойлович, пусть земля ему будет пухом, сказал: «Пусть я изменю искусству, но у меня будет сын. Шекспир не обидится…»".
О времени
«Первые часы мне подарила тетя Маша в июле моего четырнадцатого лета. Какое прекрасное время показывали они!..
Часы были марки «Победа» с белым циферблатом, позолоченными стрелочками и ремешком из свиной кожи. У них была и секундная стрелка, которая куда-то радостно спешила. Часы показывали только счастливое время: еще сорок минут купаться, всего полчаса до пинг-понга, еще на пять минут вишневого мороженого…
С тех пор, какие бы часы я себе ни покупал, — ни «Сейко», ни «Лонжин», ни «Картье» — ни одни из них не показывали того времени, что простые часики марки «Победа», подаренные тетей на Рижском взморье моей четырнадцатой весной.
Все часы показывали скучное время: двадцать минут до начала работы, сорок — до окончания, через пятнадцать — к нотариусу, через десять — к дантисту.
Черт бы их всех побрал!
Часы показывали паршивое время: надо пойти, надо сделать, надо вставать. Часы мои показывали взрослое время — скучное и постное, как обед бюргера".
Я так думаю, что пока есть люди, умеющие так писать, часы будут показывать прекрасное время.
"Я так думаю, что пока есть люди, умеющие так писать, часы будут показывать прекрасное время".
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Всегда к таким интересным людям тянуло. А я всё думаю написать небольшой очерк о художнике Алексее Строганове - восприятие окружающей действительности, которое он передаёт в своих картинах, мне очень близко...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Очень, очень, очень понравилась статья! А про время как написано! 5!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо за отзыв и за оценку! А про время - это просто гениально у них.
Но есть еще одна фраза: "Улыбайся! Жизнь улыбается только в ответ!"
0 Ответить