Например, в одной из церквей был крещен Ибрагим — арап Петра Великого и прадед Пушкина. А задолго до крещения Ганнибала здесь были крещены все сыновья Великого князя Литовского Ольгерда. Сам Ольгерд был сыном Гедимина — тоже Великого князя Литовского. Боролся князь в основном с крестоносцами и Ордой, но ходил и на Москву, бывало. Все тогда ходили «воевать друг друга».
Справедлива весть эта: на три стороны света
Три замышлены в Вильне похода.
Паз идёт на поляков, а Ольгерд на прусаков,
А на русских Кестут-воевода.
(А. Пушкин)
Ольгерд первым браком был женат на Марии Витебской — дочери последнего витебского князя Ярослава Васильевича (есть разночтения, но это пусть историки спорят). Дети Ольгерда и Марии стали князьями полоцкими, брянскими, черниговскими, киевскими. От потомков тех князей пошли знаменитейшие роды российские Трубецких, Чарторыжских, Бельских и другие.
Вторым браком после смерти первой жены Ольгерд был женат на дочери Великого князя Тверского Александра Михайловича — Иулиании Александровне (Ульяне). Иулиания — по рождению из Рюриковичей, по браку — из Гедиминовичей. Ее отец был казнён в Орде вместе с ее братом Федором, сама же она стала матерью польского короля Ягайло.
Все многочисленные дети Ольгерда от двух браков были крещены по православному обряду в этих двух древних церквях. Был ли сам князь язычником к моменту своей первой женитьбы, или уже тоже был крещен к этому времени — по данному поводу идут споры. Но по крайней мере именно он построил первые православные храмы в Вильно — будущем Вильнюсе.
Пятницкая церковь (Храм во имя святой мученицы Параскевы Пятницы) считается первым каменным христианским храмом в Вильнюсе. Как часто бывает, храм был построен на языческом святилище — капище литовского бога пьянства Рагутиса, опекающего пивоваров и медоваров (имя от литовского слова «рагас», он же «рог»). Мария Ярославна потребовала разрушить языческую святыню, и в 1345 году по образцу древних киевских и новгородских церквей был возведен православный храм. Сама Мария Ярославна тоже была захоронена в этом храме.
Церковь горела, приходила в упадок. В 1864 году храм был практически заново отстроен в неовизантийском стиле, работами руководил архитектор Николай Чагин, который «заодно» восстановил и колокольню соседнего костела святой Анны.
В 1705 году во время Северной войны здесь молился о победе Петр Первый. Тогда же он окрестил привезенного из Африки Ибрагима, который стал Абрамом Петровичем (царь был крестным отцом, крестной матерью была польская королева). Через три года Петр даровал флаги побежденной Швеции этой церкви, а еще через 300 лет поставили таблички и воздвигли памятник. Теперь во дворе Пятницкой церкви в Вильнюсе стоит памятник Ганнибалу — арапу Петра Великого и прадеду Александра Пушкина. Мемориальная доска на здании гласит: «В сей церкви Император Петр Великий в 1705 г. слушал благодарственное молебствие за одержанную победу над войсками Карла XII подарил ей знамя отнятое в той победе у шведов и крестил в ней Африканца Ганнибала деда знаменитого поэта нашего А. С. Пушкина».
В двух шагах от Пятницкой церкви стоит Пречистенский кафедральный собор. Основан он на год позже, в 1346 году, тоже Ольгердом, по легенде — для своей второй жены Ульяны. В 1495 году здесь венчались Великий князь Литовский Александр Ягеллончик и Елена Ивановна — дочь Великого князя Московского Ивана III Васильевича и византийской принцессы Софии Палеолог. Таинство совершал ныне святой митрополит Киевский Макарий I (зарубленный потом татарскими воинами на берегу реки Припять).
Брак московской княжны тоже трудно назвать счастливым. Елену Ивановну привезли с небольшим приданым — «20 сороков соболей да 20000 белки, да 2000 горностаев», «шелковые рухляди», «бархаты венедицкие», «запанка золота с яхонты и с лальски зерны новгородскими». Приняли ее хорошо. Но Елена не захотела менять веру, поддерживала православных, из-за этого произошли даже русско-литовские войны (в 1500, затем в 1510 гг.). После смерти мужа некоронованная королева Елена (по статусу — королева Польши, по вере — не могла быть коронована) пыталась вернуться в Москву, к родным. Но из-за козней не смогла и то ли умерла своей смертью, то ли была отравлена — неизвестно. Похоронена в этой же церкви, где венчалась.
Так династический брак, призванный послужить делу мира и укреплению военного союза, послужил причиной напряжения, войн и трагедии, а между тем все историки пишут, что отношения между супругами были очень теплыми и душевными.
Пречистенский собор тоже горел и разрушался, восстановлен в 19 веке благодаря всероссийскому сбору пожертвований. И последние 20 лет здесь проходят летом ежегодные фестивали русской духовной музыки.
Поскольку речь идет об Ольгерде и двух его женах, по просьбе которых он выстроил два православных храма по соседству, то имеет смысл рассказать еще об одном храме, также православном и также связанном с именем литовского князя. Неподалеку в Старом городе находится Церковь Святого Духа.
При дворе Ольгерда служили три человека, принявшие христианство. Приняли они и мученическую смерть.
Виленские мученики — Антоний, Иоанн и Евстафий — православные христиане, погибшие за веру в Литве в XIV веке. У них есть и свои родные имена — Круглец, Кумец и Нежило. Общерусское почитание святых было установлено в 1549 году. Память Виленских мучеников празднуется 14 апреля (27 апреля), 13 июля (26 июля) и во вторую неделю Великого поста.
Так много дней памяти не случайно. Один из этих дней считается днем «второго обретения», или возвращения, мощей из Москвы в Виленский Свято-Духов монастырь. Эта история заслуживает отдельного описания.
После казни Виленских мучеников, в 1374 году, частицы их мощей были торжественно перевезены в Софийский Собор в Константинополе. В XVI веке их мощи были перенесены обратно в Литву в церковь Свято-Духова монастыря и хранились в предалтарной пещере. В Первую мировую войну мощи для сохранности были увезены в Москву, в Донской монастырь. После революции в московском городском суде состоялся настоящий судебный процесс над мощами, который так и назывался — «Процесс виленских угодников». Справедливости ради надо сказать, что уничтожены были только брошюры о жизни мучеников, а мощи по решению суда были перенесены в музей атеистической пропаганды. Уже после Второй мировой войны Патриарх Алексий I ходатайствовал о возвращении мощей на родину, и, наконец, в 1946 году они были отправлены самолетом в Вильнюс, где ныне и находятся в Церкви Святого Духа.
А ведь это далеко не все православные церкви Вильнюса. По городу можно еще погулять, подышать историей и полюбоваться видами.
Несколько крайняя, даже экзальтированная точка зрения. Даже не хочется спорить, тем более в преддверии праздников, с сентенциями...