• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Галя Константинова Грандмастер

Киномузыка: какая она? Нино Рота и его темы любви

Даже если вы никогда не видели на улицах Италии поющих итальянцев, все равно по определению вы знаете, что Италия — страна музыки и песни. Так сложилось исторически и было бы странно, если бы это не нашло свое отражение в киномузыке.

Нино Рота в возрасте 12 лет ru.wikipedia.org

Для меня Нино Рота — прежде всего, композитор-классик. Оперы (10), балеты, работы для оркестра, хоральная музыка, камерная и т. д. При этом многие произведения исполняются с концертных сцен по всему миру (например, концерт для тромбона с оркестром или оперы).

Нино Рота родился 3 декабря 1911 года в семье музыкантов, которая довольно быстро переехала из Милана в Рим. Там Рота (полное имя Джованни Рота Ринальди) и учился в консерватории.

Нино Рота был определенно вундеркиндом и сохранил талант и работоспособность на всю жизнь. Мне представляется, что для подобного тоже нужен какой-то еще талант — чтобы сохранить то, что дано.

В 11 лет Рота написал ораторию «Детство святого Иоанна Крестителя». Приводится интервью с критиком из газеты 1923 года (напомню, что журналист ведет беседу с мальчиком):

 — Вы действительно приехали из Брюсселя чтобы меня послушать?

 — Да, мой маленький друг.

 — Забавно. Но я не буду дирижировать сегодня. Вчера контрабас был со мной пренебрежителен.

Кстати, эта оратория была сразу же исполнена не только в Италии, но и в Париже. Рота также получил возможность для обучения в США, проучился там пару лет, а затем, вернувшись, учился в миланском университете и получил степень по литературе.

До конца жизни (Рота умер 10 апреля 1979 года) он был директором консерватории в городе Бари (я не нарочно, это просто мир маленький — но именно там «была отравлена» и похоронена королева Бона).

Однако сейчас мы говорим о киномузыке, которой было у композитора тоже очень много (около 170 фильмов, из них — все фильмы Феллини, картины Копполы, Висконти и других кинорежиссеров). Среди его наград — премии «Оскар», «Золотой глобус» и «Грэмми».

Перечислю только некоторые фильмы: «Война и мир» (1956 год), «Белые ночи», «Ночи Кабирии», «Закон есть закон», «Сладкая жизнь», «Рокко и его братья», «Боккаччо-70», «Восемь с половиной», «Джульетта и духи», «Укрощение строптивой», «Сатирикон Феллини», «Ватерлоо», «Рим», «Леопард», «Клоуны», «Амаркорд», «Казанова Федерико Феллини», «Смерть на Ниле», «Граф Монте-Кристо».

Рота сдружился с Игорем Стравинским, хотя более разных людей и более разные таланты трудно себе представить. Но самые длительные и теплые отношения связывали его с Федерико Феллини. Рота написал музыку ко всем его фильмам — от «Белого шейха» до «Репетиции оркестра».

Сам Феллини отмечал некое качество, присущее Нино Рота — интуицию, ту, которая свойственна детям и простым людям. Режиссер говорил, что с музыкой Рота фильмы получали новую жизнь. Именно поэтому они всегда работали вместе. Когда Федерико Феллини хоронили, то исполнялась, конечно же, музыка Нино Рота.

Более всего, пожалуй, нашему зрителю запомнились две темы. Они, действительно, знамениты на весь мир. Это — темы из кинофильма «Ромео и Джульетта» и из кинофильма «Крестный отец». Обе — «про любовь».

Тема Любви из «Ромео и Джульетты» — «What Is a Youth?», или «A Time for Us» или «Ai Giochi Addio».

В этой всем известной теме есть некоторая отсылка к музыкальным интонациям эпохи Возрождения. Мелодически и гармонически (то есть в системе аккордов) музыка данной эпохи отличается от той, на которую «заточено» ухо нашего современника (в основном, это отголоски эпохи романтизма). Если кто-то играет на гитаре, то может и понять, как выполнялась эта стилизация. Система, при которой аккорд 5-й ступени (доминанта) — строго мажорный, окончательно стала «обязательной к исполнению» только в эпоху классицизма. В этой теме любви, написанной в минорной тональности, аккорд 5-й ступени мерцает — то он минорный, то мажорный. Благодаря этому и достигается ощущение «дальности времен», отстраненности не только по чувствам, но и по времени.

Понятно, что такая знаменитая тема вошла и в другие фильмы других режиссеров.

Не менее популярна и другая тема…

Тема любви из «Крестного отца» — «Speak Softly Love», «Parla più piano».

Фильмы «про крестного отца» (режиссер Френсис Форд Коппола) хорошо знакомы нашим зрителям. Что касается музыки, то очень занятные вещи написаны в английской Википедии. Первоначально эта тема появилась у Рота в более раннем фильме — «Fortunella» (1958 год). И когда музыку первого «Крестного отца» номинировали на Оскар, то в последний момент вынуждены были убрать «с листа», потому что нельзя давать награду «за лучшую оригинальную музыку», если она уже где-то прозвучала.

Нино Рота, тем не менее, безмятежно поставил эту тему в саундтрек фильма «Крестный отец-2» и таки получил своего Оскара. Члены жюри сдались. Перепроверила — похоже, так все и было.

Правда, в этой же англоязычной статье сказано, что тема эта «напоминает» музыку из оперы Доницетти «Дон Паскуале» и увертюру к опере Верди «Сила судьбы». Здесь могу с легкой душой сказать, что никаких заимствований нет. А то, что Нино Рота назубок знал все итальянские оперы — это и так само собой разумеется. Безусловно, вся музыка Рота пронизана духом Италии, ее песенными интонациями, ее музыкальной душой.

Тема любви из «Крестного отца» очень быстро разошлась по миру. Слова для нее существуют на всех языках, в том числе норвежском, португальском, кхмерском, китайском, фарси и так далее. Иногда получается довольно забавно, как, например, в индийском фильме «Akele Hum Akele Tum». Там главный герой конкретно начинает петь героине эту тему любви, но постепенно уходит в чисто индийские интонации-вариации.

Эта песня стала и сюжетным героем. В 1978 году в СССР вышел мультфильм «Контакт». Там жуткое инопланетное чудище гоняется за безмятежным художником. Символом безмятежности и служит мелодия из «Крестного отца» (почему-то). Под конец чудище само начинает трубно голосить эту тему — видимо, чтобы «контакт», наконец, установился, потому что другими способами он никак не получался. И контакт стал значительно лучше. Поскольку инопланетянину медведь (инопланетный) на ухо наступил и он совершено очевидно фальшивил, то бедному землянину пришлось ему помогать: напевать, подсказывать высоту звука и интонацию. Так они и спелись — очень «контактно» и душевно.

Ну если инопланетянину нравится музыка Нино Рота, то уж землянам и подавно. А нам пора обратиться к творчеству Морриконе.

Статья опубликована в выпуске 8.04.2015
Обновлено 16.10.2020

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: