Недавно ко мне приезжала подруга из Германии, и каково же было мое удивление, когда, после того как нам принесли счет, она расплатилась копейка в копейку и, конечно, не оставила на чай очень любезному официанту! Хотя сидели мы в довольно престижном баре, и честно говоря, мне стало очень неловко.
Традиционно чаевые дают обслуживающему персоналу как плату за то, что те, в свою очередь, приносят заказ, если это ресторан, а горничным — за то, что убирают. Зачастую плата за обслуживание сразу включается в счет, но думаю, в этом нет ничего противоестественного — отблагодарить человека, который хорошо тебя обслужил. Хотя здесь есть и некий минус. Ведь встречаются такие официанты, ждать которых приходится часами, а если он еще и дерзит…
Многие во время путешествий останавливаются в гостиницах. Какие известны правила «чаевых»?
Если человек тащит ваши чемоданы, заносит их в номер и ставит туда, куда вы ему говорите, тогда он заслуживает щедрых чаевых, куда больших, чем, например, швейцар. Последний всегда выглядит гордо и неприступно, но это совсем не означает, что он не берет чаевых. Хорошим тоном будет дать ему чаевых при выезде из гостиницы, чтобы показать, что вы оценили его гостеприимство.
Но, если вы не рассчитываете тратить деньги, которые никогда не бывают лишними, то тогда сами несите свои чемоданы и открывайте тяжелейшие двери!
Хотелось бы еще выделить одну сферу, где обычно ждут чаевых. Это автозаправки. Мой муж, например, руководствуется таким правилом — он оставляет чаевые только тем заправщикам, которые не навязывают свой сервис. То есть, если заправщик предлагает протереть стекло и водитель соглашается, то это само собой подразумевает чаевые. А бывает, что подлетает какой-нибудь мальчишка с грязнущей тряпкой и начинает возюкать по вашему стеклу — таких нужно гнать, а не деньги платить! А вот заправщикам, которые вставляют пистолет в бензобак, чаевых платить не нужно, так как это и есть их работа.
Часто еще мучает вопрос, сколько же оставлять на чай?
Традиционно минимальный размер чаевых — это стоимость самой маленькой купюры в данной стране. Следовательно, в России — 10 рублей. Если сумма заказа превышает 100 рублей, то чаевые высчитывают в процентном соотношении — 10% от заказа. Хотя, в России чаще всего оставляют 5%.
Что касается гостиниц, то традиционная практика чаевых носильщику — доллар за чемодан. На заправке — от 5 — 10 рублей за протирку стекла.
А еще хорошо бы оставлять чаевые мастерам в салонах красоты и парикмахерских: тем самым вы гарантируете себе, что в следующий раз, когда вам срочно нужна будет прическа, мастер найдет для вас время в своем плотном графике. Тем самым мы делаем лучше себе!
Конечно, оставлять или нет, личное дело каждого, только нужно помнить, что тем самым вы проявляете уважение к персоналу, который отнесся к вам по-человечески. Удачи вам, дорогие читатели!
"заправщикам, которые вставляют пистолет в бензобак" даю 10р, но всегда сомневаюсь стоит ли это делать...
В кафе и ресторане - либо оставляю деньги до круглого счета, либо (если разница совсем маленькая) накидываю пару десяток, но не больше 50р.
Парикмахеру всегда плачу по счету. Пару раз посещала мысль о чаевых, когда она находила и "время в своем плотном графике", и на голове оставляла шедевры, но заметила, что в такие моменты цена и так отличалась от обычной, поэтому выкинула эти мысли из головы. )))
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Статья очень интересная.
Ставлю 5 баллов!
А вот я всегда оставляю на чай не менее 15%!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Оставлять чаевые безусловно надо, вот только не всем, я с вами согласен! Ужас как не люблюофициантов, которые либо нахамят, а то и сдачу принести забудут, как бы невзначай!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Мне понравилось , как таксисты во Франции поступают. Они моментально выкладывают Вам сдачу на тарелочку, а Вы сами оставляете их, или часть их, в качестве чаевых. Наш же таксист будет долго искать Вам сдачу...
0 Ответить
Да, приятно оставить чаевые, когда тебя хорошо обслужили, но когда иначе.... ох!!!
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Спасибо за информацию! Теперь буду знать про 5-10%. Обычно оставляю круглую сумму, которая превышает счет, и было несколько неловко пребывать в неведении и сомневаться, не мала ли вот такая-то сумма в качестве чаевых. Оказывается, все в порядке.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
я обычно чаевые рассчитываю исходя из "круглости" суммы.. а так.. из забавных моментов, помнится где-то в интернете (а может вживую видел, но просто давно былои забылось) ходила фотография чека, в котором отдельным пунктом была плата за музыкальное сопровождение.. ужас..
Оценка статьи: 5
0 Ответить
За музыкальное сопровождение берут деньги в тех кафе, где договор с музыкантами выглядит примерно так: "Мы вам площадку для игры, а мы вас в чек вписываем". Фактически это просто билет на концерт, с которого кафе имеет выгоду в виде привлечения посетителей. Одно время у нас таких было много.
За "музыкальное сопровождение" в виде бубнящего радио или заезженного CD с "горячей двадцаткой хитов" затертого года явно не должны брать деньги.
0 Ответить
Где-то здесь я уже видел статью о размере чаевых, принятых в разных странах и отраслях сферы обслуживания.
(Это для тех, кто нашел статью полезной, но посчитал ее единственной по теме).
0 Ответить
Я тоже против когда чаевые включены в счет, официанту за это платят зар.плату и в цены в кафе и ресторанах включена зар.плата вплоть до уборщицы и до разбитой кружки. А вот отблагодарить за хорошее обслуживание я не против. У нас в эти выходные был случай, когда нас отвратительно обслужили, мдааааа так нас еще никогда не обслуживали.... Мы расплатились по счету копейка в копейку, такого мы никогда не делали. А так мы обычно оставляем 5-10%, но только в кафе и ресторанах, в салонах красоты у нас это не принято.
0 Ответить
всегда даю щедрые чаевые официантам.. не знаю почему но мне их жалко...
0 Ответить
Полезная статья. В Беларуси с чаевыми, наверное, тоже самое.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Деликатная тема, конечно. Ой, сначала +5, Евгения
Ну, вообще-то приняты чаевые. На ресторанных сайтах и обзоры есть о неписанных нормах, принятых в разных странах. Но! И качество обслуживания забывать не стоит. Если официант капризничает или ведет себя высокомерно (тоже случается, однако), реакция посетителя может быть различной, но уж чаевые в таком случае - просто попустительство.
Когда мы с дочкой встречались с подобным (не часто, но бывало), она мне говорила: "Скажи ему (ей), что так нельзя с посетителями". А я ей отвечала: "Зачем? Если работник заявляет, что не хочет чаевых - его право..." Как правило, в ходе пребывания в ресторане гостеприиимность официанта возрастала (не будь я психолог! ), но в таких случаях бывала тверда, как скала... Не сумел принять с самого начала - чаевых не заслужил. Или минимум миниморум. Потому что если у принимающей стороны болит живот или она просчитала, что кутить по-купечески не будем - мы здесь ни при чем. Мы пришли хорошо провести время, платим за это и заслуживаем уважительного отношения. И никакого чувства вины. Вот. Чаевые - за хорошее обслуживание, иначе посетитель попадает в условное рабство
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А мне наоборот не нравится, когда чаевые включены в счёт. Пускай лучше блюда дорожают. Обсл. персонал должен знать, что за чаевые он должен сделать больше, чем выполнить свои обязанности.
А то часто официанты в кафе - настоящие хамы. Не доливают пиво, дают грязную посуду, а потом оказывается, что ты им и чаевые должен.
Ещё бывает, что приносят счёт например на 775 руб, ты даёшь 800 и официант не возвращается. Почему? ведь смысл чаевых в том, чтобы человек их дал, почувствовал себя хозяином этих денег, которые он даёт в благодарность за хорошее обслуживание. А тут за меня решили что с ними делать.... Я не стесняюсь в таких случаях напомнить о сдаче и мне всё равно, как я при этом выгляжу.
А заправщикам даю рублей 10... У них, хоть это и их обязанность, з/п низкая и работают они там ради чаевых.
0 Ответить
Полностью согласна с Вами! Но в нашей жизни бывает все! Меня это тоже раздражает - когда чаевые включены в счет, а обслуживание нулевое!Но это еще случается, хотя я встречала такое только в уличных, второсортных кафешках. Вот идешь по городу, захотел кофе, рядом это самое второсортное кафе..., где музыка орет, столы пыльные и пока не скажешь протереть - никто не додумается и все остальное..., выпил кофе за 40 рублей и еще на чай десятка...уже в счет включена...А ты как дурак думаешь..., ну за что?
0 Ответить
Женя, спасибо за статью, как раз в отпуск собираюсь, так что пригодится
0 Ответить
Хорошего Вам отдыха!!!!
0 Ответить
это целое исскуство кому и сколько! Просто замечательно Женечек!
В разных местах наверное и разные правила. Хорошему парикмахеру можно и побольше, если собираетесь к нему вернуться.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Это точно! Но на сколько я знаю у нас это мало практикуется, а зря!!!!Спасибо!
0 Ответить
Я просто знаю, что хорошие официанты, те кто свое дело знают и любят (отчего ж нет! Тоже профессия!) заработать могут прилично, и чаевые для них замечательный стимул. И подойдут несколько раз, и спросят все ли нравится, и выбрать помогут и просто поболтают, чтобы скрасить компанию. Хороший официант - эт талант! И такие заслуживают поощрение.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Полезная статья. 5.
0 Ответить
Хорошо рассказано о явлении, с таким позитивистским подходом. Нужно только редактирование по мелочи.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Посмотрю, спасибо!
0 Ответить
Никогда не думал сколько нужно оставлять чаевых... Теперь знаю
0 Ответить
Я думаю, если при оплате до ровного счета в какую-нибудь большую купюру остается рублей 30-40, при том условии, если вы сидели небольшой компанией в 3-4 человека, то лучше просто оставить округленную сумму и с этим уйти.
В небольших кафе, где заказ небольшой, тоже стараюсь "не высчитывать" до рубля.
В гостиницах не знаю - не выезжала далеко ни разу, да и брать с собой на отдых кучу вещей тоже не хочется - если можно ограничиться одним подъемным чемоданом, то лучше им и ограничится
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Никак не могу научиться, не смущаясь, оставлять чаевые. Каждый раз такое чувство, что унижаешь человека подобными "подачками". Хотя на самом деле это, конечно, просто плата за хорошо сделанную работу. Эх, лучше бы в счет включали.
0 Ответить
Да, хорошо бы, но не всегда это лучшее решение. Посудите сами - официант хамит, не торопится принести заказ, а потом счет, проливает на вас соус...И за это вы должны положить ему на чай!!!! Если бы они не были включены в счет, вы вряд ли бы оставили на чай, а скорее- попросили позвать администратора и нажаловаться!
0 Ответить
Женя, прекрасная статья. Материал не избитый. Моя 5.
Я за чаевые, в меру разумные и уместные в конкретной ситуации. Особенно хороши чаевые в сфере обслуживания. Когда человек прекрасно меня обслужит, почему же не поблагодарить его за качественный сервис. Ну и что, что он получает заплату? Ему будет приятно, будет с хорошим отношением обслуживать остальных людей.
А вот когда мне буквально в рот заглядывают, не стесняясь намекают, таким не даю.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, да...я тоже. Иногда встречаются такие навящивые, наглые, при всем при этом еще и работают спустя рукова. Конечно, их труд нелегок, приходится целый день бегать, и все мы понимаем, что официант тоже человек и может устать, но раз уж ты пошел на эту работу - соответствуй, либо ищи компромисс с начальством о графике работы...
Спасибо за 5!!!
0 Ответить