Исключение составляет Исландия, где вместо фамильного имени используется отчество, то есть имя родителей, отца (патроним) или матери (матроним). Известную исландскую певицу Бьорк, например, на самом деле зовут Бьорк Гвюдмюндсдоттир (дочь Гвюдмюнда). Таким образом, фамилий у исландцев нет.
А вот в восточнославянских государствах иная традиция. В России, в Украине и в Беларуси полное имя человека состоит из личного имени, патронима и фамилии: Филипп Бедросович Киркоров, Алла Борисовна Пугачева. Этот обычай немного удивляет прочих европейцев, но кажется вполне разумным жителям Ближнего Востока, где имя отца часто добавляют к личному имени. Могучий джин Гасан-Абдурахман ибн Хоттаб (то есть сын Хоттаба) стал в советской Москве попросту Гасаном Хоттабовичем, стариком Хоттабычем.
В славянских языках роль арабского слова «ибн» играют суффиксы «-вич» (для мужчин) и «-овна/-евна/-ична» (для женщин). Поэтому, например, сербские и боснийские фамилии очень похожи на русские отчества: Брегович, Войнович, Вукович и даже Карагеоргиевич.
Во времена Киевской Руси величание по отчеству было привилегией только знатных людей: князей и их дружины. В русских былинах — масса примеров: Добрыня Никитич, Алеша Попович, Настасья Микулична. Даже врага Тугарина величают по отчеству: Тугарин Змеевич. Да и Соловей-Разбойник, хотя и гад проклятый, однако тоже Одихмантьев сын. То есть Одихмантьевич. Пожалуй, единственное исключение, когда по отчеству в былинах величают пахаря — Микула Силянинович. Ну, да Микула этот по многим параметрам исключение.
Исключением из общего порядка был и Великий Новгород. Богатый и по тогдашним меркам вполне европейский вольный город любил жить на особицу, по своим собственным законам. Вот и завели новгородцы особый порядок: друг к дружке обращаться по отчеству, то есть по-княжески. Даже когда царь Иван III порушил новгородскую республику и расселил гордых новгородцев по разным городам, они обычай этот, выражающий взаимное уважение, сохранили. Мало того, другим передали.
Между тем дарование отчества людям из низких сословий превратилось в царскую награду. Начиная с 15 века появилось звание «именитых людей», которым за особые заслуги царским указом разрешалось именоваться по отчеству. Честь была велика. В 17-м веке, например, единственной купеческой семьей, удостоенной отчества, были купцы Строгановы. Для прочих незнатных людей (или, как тогда говорилось, людей «подлого звания») отчества, если таковое было необходимо, образовывали по модели «Иван сын Сидоров» или еще проще «Иван Сидоров». Так, из отчеств, образовалась значительная часть русских фамилий. Кстати, именно по такой модели образовываются, если необходимо, отчества в болгарском языке: Филипп Бедросов Киркоров.
А теперь вспомним про Петра Алексеевича, то есть про царя Петра I. Среди прочих его заслуг числится и реформа государевой службы. Вместо рыхлой системы приказов, которая существовала еще во времена его батюшки, Алексея Михайловича, император ввел по-европейски стройную пирамиду служебной иерархии, «табель о рангах». Он, конечно, не сам ее выдумал, а «срисовал» с прусской системы государственной службы. О прусском происхождении «табели» говорят поселившиеся в ней «асессоры», «фендрики» и «шталмейстеры».
Без сомнения, на могущество «табели о рангах» Петру I указал знаменитый Готфрид Вильгельм Лейбниц. Лейбниц был в восторге от «прусского проекта», в ходе которого занюханое королевство, находившееся в зависимости от могучей соседки — Польши, всего за несколько лет стало заметным государством в Европе. И при этом Пруссия не обладала никакими ресурсами, кроме людских. Зато все люди были приставлены к месту и дружно исполняли службу, военную или гражданскую. Каждый был незаметным винтиком или шестеренкой, а вместе они составляли слаженно работающий государственный механизм. Естественно, что разум математика и философа не мог не восторгаться таким совершенством. Разум императора — тоже.
Среди прочих бонусов «табель о рангах» гарантировала служилым людям после достижения определенного чина дворянство, сначала личное, а затем потомственное. Как результат расширения базы дворянства, среди служилых дворян стали появляться люди с подозрительно «подлыми» фамилиями: Ивановы, Михалковы, Ильины. Как отличить их от мещан Ивановых, купцов Михалковых или крестьян Ильиных?
Попыталась сделать это Екатерина II. Согласно ее указу, для чиновников или офицеров различных классов предлагалось ввести различное написание отчеств. Офицеры и чиновники невысоких классов, с 14 по 9 включительно, в официальных документах записывались без отчества — Никита Михалков. (9 класс соответствовал военному званию капитана или статскому чину титулярного советника). Офицеры и чиновники с 8 по 5 класс включительно должны были именоваться так: Никита Сергеев Михалков. (Чинами 5 класса были статский советник и бригадир — чины хотя и высокие, но еще не генеральские.) Наконец, чиновники и офицеры, имевшие генеральские чины (4 класс и выше) именовались в официальных документах по отчеству: Никита Сергеевич Михалков.
Думается, что именно в те годы возникло явление, приведшее к распространенности отчества в русских антропонимах. В официальной переписке все писалось, как приказала Екатерина II. Но в неофициальной переписке всякий дворянин именовал себя по-генеральски, с отчеством: штабс-капитан Константин Александрович Багратион-Мухранский.
Дурной пример заразителен. Именование по отчеству подхватили другие сословия, мещане, купцы и даже богатые крестьяне. К моменту падения Российской империи, в феврале 1917 года, практически у всех ее обитателей в паспортах были отчества.
Статья написана весьма своевременно, ибо сейчас наши русские люди, подражая Европе, перестают устно и письменно обращаться друг к другу, употребляя имя и отчество.
Имеется и другое, ненаучное, объяснение вопроса "Почему у русских отчества?"
«С 1228 по 1462 годы (период формирования русского народа), то есть с начала ХIII века до середины ХV века, или за 234 года, Русь отбила 160 нашествий, каждое из которых представляло собой крупную войну по европейским меркам. Почти по 80 войн в столетие, война в каждые 1,5 года! В ХVI веке Русь воевала 43 года! В этом же веке, в 1571 году, она подверглась набегу крымских татар: их хан Давлет Гирей дотла сжёг Москву. Погибло, по данным русских летописей, до 800 тысяч человек. Трупы не было сил хоронить – сбрасывали в Москву-реку. «Москва-река мёртвых не пронесла» - так гласит летопись. Ни одна европейская река, да и не одна западноевропейская столица такого не знавали! В ХVII веке Россия воевала 48 лет! В ХVIII – 56 лет! И все войны имели цель: со стороны противников России – уничтожение или порабощение её; со стороны России – защита, выживание. Ни такого количества войн, ни целей защиты, а тем более выживания ни одно западноевропейское государство не имело». Но Россия выжила, защитила себя и от «дикого» Востока и от «цивилизованного» Запада.
Даже вся Европа под предводительством Наполеона Бонапарта, напавшая на Россию в 1812 году и Европа, напавшая на Россию в 1941 году, не смогли нас поработить.
В войнах гибли наши отцы, и в память о них в России стали применять отчества. Наличие отчеств указывает на отличие русского и западного обществ. В России было большее уважение к предкам и в целом к окружающим людям.
0 Ответить
Про отсутствие фамилий у исландцев раньше не знала.
Очень нравится манера изложения.
Прочитала с удовольствием и с пользой для кругозора!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Познавательно.
Мне не нравится этот обычай. Имя легко запомнить, имя-отчество - значительно тяжелее. Мне нравится, как в английском языке - нет этих дурацких "ты" и "вы" (то есть "ты" есть, но оно употребляется очень редко), обращение по фамилии. Если человек хочет, скажет, например, "просто Майк".
Еще есть двойные имена. У нас работает Ана-Мария. Вроде хочется назвать Аней, но неудобно. А произносить полностью - как-то длинно...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наверное, в тему было бы упоминание известного выражения "Как вас звать-величать?", ведь до сих пор такой вопрос подразумевает особое отношение к человеку. А почему особое - рассказывает автор в статье.
Но вопрос "Зачем отчество?" да еще и именно русским - как минимум странный. Как максимум - русофобский.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Молодые "негодяи", когда при исполнении, теперь обязательно спрашивают и по телефону, и лично: как к вам обращаться? Я редко смотрю Познера, упомянутый юнец, видимо, пытался перехватить инициативу - не на того напал.
Оценка статьи: 5.
0 Ответить
Гуд. Вери гуд.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Роль арабского слова «ибн» (‘сын’) играют только мужские патронимические суффиксы. Женские суффиксы играют роль арабского слова «бинт» (‘дочь’).
0 Ответить
Г-да, может кому то безразлично как к вам обращаются, меня же коробит столь фамильярное обращение ко мне от сопливого юнца или чиновного прыща и др. хамов.
0 Ответить
Некоторые названия статей-вопросы на школеру меня умиляют.. удивляют.. возмущают-)))
Зачем собаке хвост? А чтобы приветствовать хозяина-)
0 Ответить
Так и вспоминается сюжет из "Петра Первого".
"Так ты нас по отечеству будешь писать? Да мы тебе за это всё, что хочешь дадим." Помню не дословно, конечно, но смысл таков, что промышленники и купцы настолько были благодарны царю Петру, что он их увАжил, что были готовы на любые услуги.
Вот так помнится, давно не перечитывала.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Cлавно и познавательно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Хорошая статья, однако в жизни возвращаемся во времена Киевской Руси. Становится нормой обращение к кому либо, не взирая на его возраст, по имени, кроме людей значимых. В этой связи мне очень понравилось неприятия этого В.В.Познером, когда он в интервью с молодым негодяем, "лидером" молодежного движения пресек подобную попытку.
0 Ответить
Очень интересная статья. А вот, если кому интересно, могу сказать, как у казахов образовывались отчества и фамилии. До революции они имели только иена и отчества. Отчества разделялись тоже на патронимы и матронимы незваисимо от сословного положения. У мужчин - Ахмет Болат-улы, а у женщин - Салтанат Болат-кызы. В советские времена их унифицировали под русский манер - Ахмет Болатович Болатов, а потом Ахмет Болатович Абдрахманов, когда у нескольких поколений уже появились фамилии. Сейчас многие из них оставили себе варианты как из советского, так и досоветского прошлого - Ахмет Болат-улы Абдрахманов, а некоторые вернулись к древней форме. В Москве наверное ещё есть люди, которые помнят такого воина-панфиловца Бауржана Момыш-улы. От него могли слышать, как отчества пишутся у казахов.
2 Ответить