• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Галя Константинова Грандмастер

Чем знаменит Новоспасский монастырь? Усыпальница Романовых и Княжна Тараканова

У Москвы-реки на Крутицком холме (крутица — крутой берег) «в пяти верстах от Кремля» стоит Новоспасский монастырь. Этот монастырь — ставропигиальный, с особым, самым высоким статусом, который присваивался, чтобы подчеркнуть независимость и прямую подчиненность патриарху или синоду.

В буквальном переводе это слово означает «водружение креста», то есть предполагается собственноручное водружение креста патриархами. Таких монастырей немного, из них, например, в Москве Высоко-Петровский монастырь или Донской монастырь.

История

Этот высокий статус был у монастыря всегда. Не удивительно, что из стен его вышли четыре патриарха. Самый знаменитый из них — Никон, автор церковной реформы, приведшей к Расколу, построил в обители Спасо-Преображенский собор.

А основан монастырь был намного раньше, еще великим князем Иваном III в 1490 году. Но сам монастырь как учреждение еще древнее на пару столетий. Он был основан Даниилом Московским, но пришлось два раза переезжать.

Сначала Спасский монастырь существовал там, где сейчас Данилов. Потом братию перевели в Кремль. Когда-то на территории Кремля существовал древний и, судя по всему, очень красивый Собор Спаса Преображения на Бору. В 1933 году его просто снесли. Так вот, тот навсегда утраченный монастырь многократно страдал от набегов Батыя и Тохтамыша (после последнего восстанавливал обитель Дмитрий Донской), и когда Иван III перестраивал его, то перевел братию в другой — уже Новоспасский монастырь. То есть великокняжеский Спасский монастырь окончательно переехал и стал Спасом на новом, или Новоспасским. Поэтому о Новоспасском монастыре говорят как о самом древнем монастыре Москвы.

Впервые монастырь упомянут в Никоновской летописи под 1491 годом:

«Toe же весны (6999) повелением великого князя Ивана Васильевича архимандрит Спаскый Афонасей заложил церковь камену на Новом Преображение Господа нашего Иисуса Христа…»

При Иване Грозном монастырь имел важное военное стратегическое значение и уже полностью приобрел вид крепости. Ему приходилось не раз выполнять роль крепости: 1521 году при отражении атак татарского хана Махмет-Гирея, через 50 лет — крымского хана Давлет-Гирея, еще через 20 лет — Казы-Гирея.

«…Казы-Гирей повел атаку от Коломенского прямо на Кремль, и должен был спуститься в равнину между Симоновым и Новоспасским, которые, пропустив его, открыли огонь ему в тыл и между тем как с бойниц Данилова монастыря стреляли в его правое крыло, пушки Воробьевского стана (где ныне Донской монастырь) громили левое, а бойницы и стены Кремлевские палили ему навстречу, последние умолкли, когда сеча вызывала наше войско из стана для рукопашной схватки. Итак, изменив расстояние и поставив тысяч сто войска между ними, явно увидим возможность действовать удачно всем этим обителям в одно время. Войско татарское рассыпалось. Новоспасские бойницы, находясь в ближайшем расстоянии от Гиреева тыла, наносили хану жестокие удары»
(Иванчин-Писарев «Утро в Новоспасском»).

После этого последнего поражения Крымская Орда к Москве не подходила.

Но с 16-м веком не прекратилась «военная функция» монастыря: еще через 20 лет уже война с поляками, и

«У стен Новоспасского… в 1612 году на Крутицах князь Пожарский и верная дружина целовали крест, чтобы спасти Москву и положить за нее свои головы».

Романовы

Этот монастырь был тесно связан с Романовыми. Еще в 1498 году рядом был похоронен боярин Василий Захарьин — предок Романовых. Далее Лжедмитрий I приказал перенести в монастырь захоронения трех бояр Романовых, и следующие 200 лет Новоспасский стал местом упокоения многих представителей рода — но не царей (те в Кремле), а их ближайших родственников.

В усыпальнице захоронена инокиня Марфа — царица, мать первого царя из Романовых — Михаила Федоровича. Там похоронена Царевна Ирина Михайловна, о помощи которой вспоминает протопоп Аввакум в своём «Житии». Всего в усыпальнице прах более 70 бояр — родственников Романовых. И Романовы не могли не благоволить этому монастырю.

Первую колокольню построил еще в 1620 году отец первого царя из Романовых — Патриарх Московский Филарет. По указу его сына — царя Михаила Феодоровича Романова — начали возводиться каменные стены. Со всей страны приезжали строительных дел мастера, селились рядом, в своих слободках. И до сих пор соседние улицы называются Большие Каменщики и Малые Каменщики.

Колокол в 1100 пудов был отлит по указанию Петра I — это несмотря на то, что царь довольно прохладно относился к вопросам религии, но все же не мог не почтить монастырь с родовой усыпальницей. Тот колокол разбился при пожаре во время уже французского нашествия. Сейчас можно увидеть только копию того 16-тонного «Романовского» колокола, изготовленную в Ярославской области по старинным технологиям.

Колокольня была перестроена по проекту русского архитектора Ивана Жеребцова уже в стиле барокко. И несмотря на то, что один ярус так и не достроили, эта колокольня является одной из самых высоких в Москве.

Потрясающие росписи Спасо-Преображенского собора относятся к концу XVII века. Там не только известные библейские сюжеты, но и живописная родословная Рюриковичей, начиная с родоначальников древа — князя Владимира и княгини Ольги.

В 18 веке центом Империи становится уже Санкт-Петербург, но связи с Романовыми монастырь не теряет. В 1900 году было начато строительство храма в честь преподобного Романа Сладкопевца в Усыпальнице бояр Романовых.

В войне 1812 года монастырь сильно пострадал. Французы крепко погромили обитель, расстреляли монахов. А перед уходом из Москвы они вырыли под собором ямы для пороха, чтобы взорвать храм, однако что-то у них не получилось.

В 1918 году Новоспасский монастырь был закрыт, усыпальница и некрополь были разорены, на территории действовал концлагерь, хозяйственное управление НКВД, женская тюрьма (в числе узниц побывала и дочь Льва Толстого Александра). «Любовь к отеческим гробам» выразилась в полном разграблении кладбища Новоспасского монастыря — искали клады. К сожалению, вместе с надгробиями исчезали и сами места захоронений. Например, здесь в некрополе был похоронен знаменитый художник Ф. А. Рокотов — представитель стилей русского рококо и классицизма, которого все должны помнить по блестящим парадным портретам 18 века (коронационный портрет Екатерины II). Сейчас просто стоит памятный крест.

Справедливости ради надо сказать, что монастыри во все века использовались и как место заточения, то есть по сути ничего оригинального здесь не придумали. Что, конечно, никак не отменяет ужаса самого факта расстрелов.

Расстрелы производились в Итальянском дворике монастыря. Затем, так же как при Наполеоне, было принято решение взорвать монастырь, но началась война. После войны о кровожадных планах благополучно забыли.

Несмотря на все эти трагические события, саму усыпальницу Романовых не тронули. Более того, все храмы уцелели и даже не все кресты были сняты. А стены с замечательными фресками были завалены архивами НКВД и таким странным образом тоже сохранились. В 1968 году начались реставрационные работы. А еще через несколько десятилетий в монастырь перенесли прах Сергея Романова, который был убит уже в 20 веке.

Великий князь Сергей Александрович, сын Александра II, дядя Николая Второго, погиб во время покушения от самодельной «адской машины», брошенной эсером Иваном Каляевым. Многие должны помнить, что вдова великого князя и московского генерал-губернатора — великая княгиня Елизавета Фёдоровна (при рождении Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадская) — навестила в тюрьме убийцу своего мужа и простила его, а также просила Николая II о помиловании. Елизавета Фёдоровна была сестрой Александры Фёдоровны — жены Николая II, после гибели мужа очень серьезно занималась благотворительностью, после революции арестована, отправлена в Пермь, затем брошена в шахту Новая Селимская. Останки ее покоятся в Иерусалиме, церковью причислена к лику святых.

Останки Сергея Романова были обнаружены при раскопках в Кремле в 1995 году и перенесены впоследствии в Новоспасский монастырь. В этом году, кстати, 110 лет со дня гибели великого князя. В монастыре — памятная выставка.

Памятник великому князю Сергею Александровичу — бронзовый поклонный крест, выполненный В. Васнецовым, стоял в Кремле. В 1918 году он был уничтожен. Желающие узнать, как он был уничтожен, могут почитать «Записки коменданта Кремля» П. Д. Малькова. Сейчас точная копия памятника по сохранившемуся проекту знаменитого художника стоит в Новоспасском монастыре.

Тайна княжны Таракановой

Судьба Новоспасского монастыря довольно типична для московских монастырей. В ней отражаются сложные события, произошедшие в стране за 800 лет. Осталось уточнить имена архитекторов. Но я почувствовала все же некую загадку.

В Новоспасском монастыре похоронена инокиня Досифея, она же принцесса Августа, она же княжна Тараканова. И часовня стоит на месте погребения. Многие помнят историю с «самозванкой княжной Таракановой», умершей в Петропавловской крепости в Петербурге. «Московская» княжна Тараканова была в «строжайшем затворе», даже сестры ее никогда не видели, только игуменья. В монастыре она и провела больше половины жизни — 25 лет. То, что некую монахиню похоронили в усыпальнице самого знатного рода — факт примечательный, и может означать только то, что она и относилась к этому роду…

В 1991 году Новоспасский монастырь был возвращен РПЦ. Сейчас это действующий мужской монастырь. На Крутицкий холм еще придется вернуться, но пока есть смысл заехать в Данилов монастырь. Оба монастыря связаны друг с другом самой историей.

Статья опубликована в выпуске 18.05.2015
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: