Старый английский двор, или «Английское подворье», возводили русские, английские и, скорей всего, итальянские мастера (возможно, все тот же Алевиз Фрязин). Дом был заложен купцом Иваном Бобрищевым по прозвищу Юшка. Купец был из Сурожа (нынешний крымский Судак), довольно долго на Варварке жили «сурожские гости» (то есть греческие купцы), которые, видимо, представляли другое торговое направление (тот Сурож-Судак был центом средиземноморской торговли). Юшка сам имел отношение к строительству, к тому же он был внуком купца и зодчего Василия Ермолина, возможно, поэтому здание сразу строилось на совесть. Дальше дом тоже пошел «по торговой части».
Этот уникальный памятник истории и гражданской архитектуры
Всё это не пустые слова. О планах Ивана Грозного мы знаем вполне четко: он искал новых союзников, о планах англичан можем делать предположения. Международные связи быстро развивались. Был издан первый англо-русский словарь. Стали печататься в Англии первые рассказы о России.
Здесь не только заключались торговый сделки, хранилась казна и товары, но и устраивались посольские приемы. Парадные и торговые палаты соседствовали. Пишут, что прямо там с позволения царя был и монетный двор, то есть англичане чеканили русские монеты из своего серебра. Это вообще первое официальное иностранное представительство в Московии. Именно поэтому и сейчас на дипломатических номерах посольства Великобритании первые три цифры 001. Потому что первые они — вот с тех самых пор. Вторыми пойдут уже немцы.
В 1553 году английский корабль причалил к берегам Северной Двины, через некоторое время капитан корабля — Ричард Ченслор (Ченслер) — побывал в Москве с письмом от короля и встретился с Иваном Грозным. Последний предоставил англичанам право беспошлинной торговли по всей территории, таможенные льготы, плюс предоставил и другие привилегии, а также «англичан на Москве двором пожаловал».
На своё содержание английское посольство ежедневно получало четверть быка, 4 барана, 12 кур, 2 гуся, одного зайца или тетерева, 62 хлебных каравая, 50 яиц, четверть ведра средиземноморского вина, ¾ ведра пива, полведра водки и 2 ведра мёда.
Через два года в Лондоне уже заработала торговая Московская компания. После второго приезда английский капитан увез в Англию первого русского посланника Осипа Непею. Причем корабль потерпел крушение, Ченслор погиб, а Осип чудом спасся.
А в Лондоне есть своя Muscovy Street, Московитская улица, прямо рядом с Тауэром. Есть в Лондоне и Царская улица — Szar Street (но это уже в честь более поздних событий, связанных с Петром). А лондонская улица «Онежские ворота» — Onega gate? А старые русские доки в порту?
Что же ввозили англичане в Россию? То, что, вероятно, было дефицитом: сукно, оловянную посуду, порох, свинец, селитру.
А что вывозили?
Во-первых, меха всякого рода… Главные меха суть: черно-бурые лисьи, собольи, рысьи, бурой лисицы, куньи, горностаевые, серые беличьи, бобровые, меха росомахи, шкуры большой морской крысы, имеющей запах выхухоли, беличьи, серые и красные, и лисьи, красные и белые…
Здесь можно напрямую изучить вопрос по книге другого англичанина — Джилса Флетчера. Он приезжал уже позже, как раз для того, чтобы восстановить торговые отношения. Он побывал в Москве, написал серьезную книгу-отчет — «О государстве Русском».
Второе произведение — воск… Третье произведение — мед, который, кроме того, что в значительном количестве употребляется самими жителями для напитков, вывозится в довольно большом количестве за границу… Четвертое — сало. Его приготовляют весьма много для вывоза за границу.
Икру добывают в большом количестве на реке Волге из рыб: белуги, осетра, севрюги и стерляди… важную отрасль промышленности составляет ворвань или рыбий жир… Не менее важную отрасль промышленности составляет выделка лосиных и коровьих кож. …Притом морем отправляют за границу значительное количество козьих кож.
Флетчер попал в Москву не в лучший период дипотношений, но книгу написал интересную.
Соли в этой стране весьма много. …Деготь гонится в большом количестве из сосновых деревьев в областях: Двинской и Смоленской; его много отправляют за границу… Льном и пенькой ежегодно нагружалось в Нарвской пристани до 100 больших и малых судов, теперь не более пяти… Здешнее железо несколько ломко, но его весьма много добывается.
Книга, кстати, была запрещена в России, и ее даже не сразу напечатали в Англии. Англичане боялись ухудшения торговых условий, русская цензура — вольнодумных идей, которые могли бы прийти в голову читателю. Но Флетчер был честен в работе со своими источниками — теми, которые могли быть в то время — со всеми легендами и историческими неправильностями, и собственными воспоминаниями («Таким образом, теперь Москва немного более Лондона»; равноценным по величине городом англичанин называет Новгород). Он просто передавал то, что знал сам. Впоследствии книгу «реабилитировали», и сейчас она — прекрасный источник по истории, экономике и даже быту.
Из плодов здесь родятся яблоки, груши, сливы, вишни. дыня, похожая на тыкву, но слаще и приятнее вкусом, огурцы, арбузы, малина, земляника, брусника и много других ягод в каждом лесу и огороде. Хлебные же растения суть: пшеница, рожь, ячмень, овес, горох, греча, просо, которое почти одинакового вкуса с рисом. Все эти рода хлеба произрастают в весьма достаточном количестве, даже в избытке.
Английский двор за все время своего существования становился и участником «большой истории». Он горел в 1571 году при нападении крымского хана Девлет-Гирея. В польскую интервенцию в 1612 году палаты были повреждены при орудийном обстреле.
Российско-английские отношения пришли в упадок после событий английской истории — казни короля Карла I в 1649 году. Уже царь Алексей Михайлович лишает английскую Московскую компанию всех привилегий, а Английский двор отдается царёву родственнику боярину Милославскому. Потом палаты отошли Польскому приказу, затем — Нижегородскому митрополиту, при Петре здесь появилась Математическая школа, одна из первых в России. В школе обучали не только математике, но и навигации, и астрономии. Затем хозяева менялись, но все они были купцами.
При советской власти здесь были жилые помещения, затем — различные учреждения. В 60-х годах под руководством замечательного архитектора и реставратора Петра Барановского, спасшего огромное количество памятников русского зодчества, были произведены реставрационные работы, сняты позднейшие наслоения.
Открытие музея в 1994 году состоялось при личном участии королевы Великобритании Елизаветы I.
Сейчас здесь продолжаются реставрационный работы, но можно сходить на концерт камерной музыки, которые часто проходят — уж больно хороша акустика в Казенной палате старого Английского двора.
А нам нужно оставаться на месте, потому что прямо по соседству — палаты Романовых, Старый Государев двор. Остаемся на Варварке.
Несколько крайняя, даже экзальтированная точка зрения. Даже не хочется спорить, тем более в преддверии праздников, с сентенциями...