Деревянно-саманная Церковь, освященная в честь Святой Троицы, была построена в числе первых городских зданий. Уже в 1605 году ее пришлось снести из-за старости. Появилось новое деревянное здание, но уже через десять лет у него обрушилась кровля и роль главного храма пришлось временно исполнять церкви Святого Франциска. Пока обсуждались варианты реконструкции церкви, рухнуло все здание. Пришлось строить новое, которое к 1641 году, по мнению нового епископа Буэнос-Айреса, прибывшего из Мадрида, оказалось в очень плохом состоянии. Так продолжалось долгих два века, храмовые здания на одном и том же месте строили одно за другим, но долго не продержалось ни одно, через один-другой десяток лет у них то наклонялась крыша, то обрушивался алтарь или колокольня, а то и своды нефов.
Было принято решение строить здание, начиная с фундамента. Строительство шло 38 лет, и в 1804 году собор был освящен. Однако работы в храме продолжались. Первый президент независимой Аргентины Бернардино Ривадавия уделял большое внимание продолжению строительства. Благодаря ему в 1822 году был возведен в стиле французского неоклассицизма фасад собора, с барельефом со сценой из Ветхого Завета на фронтоне, и установлено 12 колонн коринфского ордера, символизирующих 12 апостолов.
В 1942 году собор признан историческим памятником, а в 1994−99 годах храм был полностью отреставрирован.
В этом соборе мы оказались 3 января 2015 года. Внешне храм имеет очень скромный и строгий вид, зато внутри он буквально поражает всех туда попадающих. Прежде всего, обращает на себя внимание красивый алтарь 1785 года. Размещенное рядом Распятие XVII века, подтверждает преемственность поколений священнослужителей, которые вот уже 400 лет ревностно служат Господу на этом намоленном месте.
С правой стороны видна величественная гробница почитаемого в Аргентине как «отца нации» Хосе де Сан-Мартина. Известный политический деятель и генерал, уйдя из политики, жил в Булони во Франции, где и скончался на 73 году жизни в августе 1850 года. Через тридцать лет после смерти, в мае 1880 года, его останки были перевезены в Буэнос-Айрес и перезахоронены в главном католическом соборе Аргентины.
Гробница создана известным французским скульптором Альбером Каррье-Беллезом. Три женские фигуры, символизирующие независимость Аргентины, Чили и Перу, национальным героем которых он является, стоят с трех сторон гробницы не в скорбном молчании, к которому мы приучены подобными композициями, а высоко и гордо подняв головы. Государственный флаг Аргентины складками стекает с гробницы.
У ее подножья на мраморной плите золотом выведены основные этапы героического пути Сан-Мартина, с его словами: «Я несу свой флаг Венесуэле. Началась борьба за независимость в Чили, в Перу и Эквадоре». Рядом указаны даты 1817−1822. Именно в эти годы независимость обрели Чили и Перу. На наружной стене храма находится мемориальная табличка, на которой написано «Сан-Мартин — основатель независимой Аргентины, освободитель Чили и Перу».
Интересно, каким образом Аргентине удалось доказать свое право на захоронение Сан-Мартина в Буэнос-Айресе, ведь в Аргентине он был только командующим армией, освобождавшей страну от испанцев, в то время как в Перу был первым руководителем нового суверенного государства?
В соборе расположена еще одна гробница. Там покоится прах Архиепископа Буэнос-Айреса — Леона Федерико Анейреса, который возглавлял католическую церковь страны в так называемые «трудные годы», с 1873 по 1894.
Первоначально храм был расписан фресками итальянским художником Франческо Паоло Париси, однако из-за повышенной влажности росписи не сохранились. Сейчас вместо них собор украшают 14 картин работы тоже итальянского мастера Франческо Доменигини, с изображением Крестного пути Иисуса Христа на Голгофу. Уменьшенная копия Пьеты Микеланджело также нашла свое место в храме.
Любопытно, что хотя храм католический, в нем представлены и другие христианские вероисповедания. Нас поразила икона Владимирской Богоматери, расположенная на одной из стен собора. Находится в храме и статуя Иисуса, к которой за благословением перед ответственными матчами приходит сборная страны по футболу. Говорят, что в такие дни все вокруг нее заставлено горящими свечами.
В течение многих лет Архиепископом Буэнос-Айреса был Хорхе Марио Бергольо, который 13 марта 2013 года был выбран Папой Римским. Он стал первым за всю историю понтификом из «Нового Света», первым не европейцем за 1100 лет, первым Папой, принадлежащим к ордену иезуитов. После выбора Папой Хорхе Бергольо принял имя Франциск I, став первым Папой, избравшим в качестве своего небесного покровителя святого Франциска Ассизского, давшего обед бедности и всю жизнь помогавшего нищим и больным.
Франциск I также известен своей скромностью. Он жил в маленькой квартире, пользовался общественным транспортом и даже сам себе готовил еду.
После объявления об избрании Папой бывшего Архиепископа Буэнос-Айреса в городе начались всенародные празднования, тысячи людей вышли на улицы, а во всех храмах звонили колокола.
Любопытно, что родился нынешний Папа в Буэнос-Айресе, в семье бедного эмигранта из Италии. По образованию он химик-технолог. После вступления в орден иезуитов и окончания колледжа Святого Иосифа получил степень лицензиата по философии, а затем защитил докторскую диссертацию. В одном из интервью Папа Франциск I рассказал, что «задолго до того, как почувствовал способность обращать людей к Церкви, работал вышибалой в ночном клубе в Аргентине, а также уборщиком и лаборантом».
Несколько крайняя, даже экзальтированная точка зрения. Даже не хочется спорить, тем более в преддверии праздников, с сентенциями...