• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Татьяна Морозова Мастер

В каких грехах обвиняли древние греки женщину-философа Аспасию?

Она родилась около 470 г. до н. э. в городе-государстве (полисе) Древней Греции Милете в семье Аксиоха, и её назвали Аспасией (Аспазией). Ей суждено было стать знаменитой женщиной-философом, но слава поблекла в незаслуженных обвинениях и страданиях Пелопоннесской войны.

Милет находился в Ионии, на западном побережье полуострова Малая Азия (начало Греции), был культурным центром античности, и оттуда вышло многих выдающихся людей. Кроме Милета в Ионию ещё входили одиннадцать самостоятельных городов: Клазомены, Эфес, Фокея, Галикарнас и другие. За двадцать шесть лет до рождения Аспасии полис был разрушен персами после подавления восстания, но традиции города учёных и философов, родины знаменитого мудреца, основателя Милетской философской школы, астронома и математика Фалеса, сохранились.

За десять лет до рождения Аспасии, в 480 г. до н. э., афинский флот разгромил персов у Саламина, и вскоре началось пятидесятилетие расцвета Древней Греции, продолжавшееся до самого начала войны между Спартой и Афинами в 431 г. до н. э. Дочь Аксиоха была талантлива, красива, честолюбива и прекрасно образована для своего времени. И хотя женщинам не полагалось в те времена заниматься ничем, кроме домашнего хозяйства, Аспасия тянулась к знаниям. Повзрослев, она увлеклась красноречием, стала изучать труды античных философов, познакомилась с учением Анаксагора из Клазомен.

Но, видимо, соотечественники осуждали увлечения Аспасии, не свойственные женщинам Древней Греции, и она решила перебраться из Милета в Афины. Так утверждают одни источники, но в других говорится, что в детстве дочь Аксиоха похитили, развратили, что её выкупил и отпустил на волю один из поклонников, что в Афинах женщина-философ появилась с несколькими молодыми гречанками из Коринфа, и приехали они якобы из Мегары.

Поэты в своих сочинениях называли Аспасию куртизанкой, но никто из древних авторов не приводил никаких имён мужчин-любовников, кроме двух её мужей — Перикла и Лизикла.

Афинами в это время управлял Перикл, стоявший во главе демократической партии. Он стремился сделать свой город центром культурной жизни и приглашал из других полисов Греции известных учёных, поэтов, писателей, художников. Дом, в котором поселилась Аспасия в Афинах, вскоре стали посещать мудрецы и философы, чтобы насладиться необычным искусством красноречия умной и красивой женщины. На её выступления приходили Сократ, Платон, Ксенофонт, Фидий и другие великие греки…

Перикл был старше Аспасии на двадцать лет и свою карьеру когда-то начинал воином, добросовестно исполняя свои обязанности. Он уважал чужие жизни, славился своей сдержанностью, дорожил каждым солдатом, избегая рискованных мероприятий. Перикл был очень молод, когда впервые выступил обвинителем в 467 г. до н. э. против лидера аристократов Кимона, продемонстрировав своё великолепное ораторское искусство. После смерти в 461 г. до н. э. вождя демократов Эфиальта Перикл стал руководить партией. Он не был счастлив в первом браке со своей родственницей, подарившей ему двух сыновей, и разошёлся с ней по взаимному согласию.

В свободное от государственных дел время Перикл устраивал встречи-дискуссии со своими друзьями: учёными, поэтами, философами. Услышав от Сократа, что в Афинах появилась сказочно красивая и умная молодая женщина из Милета, прекрасно владеющая ораторским искусством, он решил познакомиться с ней. Красота Аспасии, нежный, обволакивающий голос и её необыкновенный ум так поразили Перикла, что он влюбился в неё без памяти и женился. Она, должно быть, светилась счастьем, когда он ввёл её в свой дом и окружил заботой. Она занималась философией, совершенствованием речи, к ней приводили своих жён известные греки, но не смогла расположить к себе сыновей Перикла от первого брака, и пасынки враждебно встретили мачеху. Аспасия не нашла подход к старшим детям Перикла, и это стало трагедией их жизни.

По совету своей жены правитель пригласил в Афины философа Анаксагора, и тот, по мнению Плутарха, «вдохнул в него величественный образ жизни…, придал его характеру высокое достоинство». Анаксагор учил Перикла и Аспасию естественным наукам и небесным явлениям, утверждая, что не боги, а законы природы управляют движением Луны и Солнца. Народ полностью доверял мудрому и бескорыстному Периклу и в течение пятнадцати лет (с 445 г. до н. э. — 430 г. до н. э.) ежегодно избирал его стратегом.

Перикл любил Аспасию безгранично, прислушивался к её мудрым советам, разрешал выходить к гостям, нарушая афинские обычаи, участвовать в дискуссиях. Но не всем древним грекам нравилось, что Аспасия принимает участие в государственных делах, и этим воспользовались завистники, враги Перикла из партии аристократов и его сыновья от первого брака. Они не отваживались открыто выступать против стратега, зная его огромную популярность среди народа, поэтому стали преследовать друзей правителя и любимую женщину, обвиняя в разных грехах. Аспасию высмеивали, называли «Герой олимпийца Перикла», «Омфалой и Деянирой нового Геркулеса». Перикл обладал сильной выдержкой и не защищал любимую женщину от нападок клеветы, считая, что лучшим противодействием станет их безупречное поведение, но он ошибался…

В 445 г. до н. э. Периклу удалось подписать 30-летний мир между Афинами и Пелопоннесским союзом, и он вместе с Аспасией стал уделять много внимания благоустройству Афин. Завистники и враги решили обвинить руководившего строительными работами скульптора Фидия в хищении золота. По совету Перикла великий Фидий сделал одеяние из золота для статуи богини Афины съёмным, чтобы его можно было снять и взвесить. Так и была установлена честность Фидия. Но враги не успокоились и обвинили вскоре скульптора в святотатстве, узнав его среди изображённых на щите Афины в лысом старике с камнем над головой. Великий Фидий, автор скульптуры Зевса в Олимпии, признанной одним из семи чудес света, и других непревзойдённых произведений, не смог оправдаться и был заключён в тюрьму, где, по преданию, его отравили враги Перикла.

После осуждения Фидия обрадованные враги и завистники решили расправиться с учителем Перикла Анаксагором и Аспасией. Про них распространяли разные грязные небылицы, высмеивали, не опасаясь вызвать гнев Перикла, зная его сдержанность к ругани. Аспасия родила сына и назвала его Периклом, потом у них появились дочери, но враги не успокаивались, и особенно изощрялся в клевете старший сын Перикла от первого брака, Ксантипп. Под давлением аристократов во главе с Клеоном народное собрание приняло постановление о наказании тех, кто не почитает богов и изучает небесные явления.

Перикл посоветовал Анаксагору бежать из Афин, что тот и сделал. Знаменитый философ вернулся в Ионию, открыл школу для детей и завещал, чтобы годовщину его смерти отмечали школьными каникулами. Почувствовав свою силу, завистники и особенно сыновья Перикла от первого брака устроили бешеную травлю Аспасии и привлекли её к суду, обвиняя в распутстве и безбожии. Но они просчитались: Перикл решил сам защищать свою любимую женщину. Он пришёл в суд и, используя своё ораторское искусство, красноречиво доказал невиновность Аспасии, со слезами на глазах просил судей не подвергать Аспасию наказанию. Судьи были потрясены выступлением обычно очень сдержанного стратега и оправдали женщину-философа. Но они не знали, что каждый день начавшегося года приближает их к военной катастрофе в Пелопоннесской войне.

В 431 г. до н. э. началась война между Спартой и Афинами, она шла с переменным успехом, но в городе вспыхнула эпидемия чумы, уносившая больше жизней, чем во время сражений. Перикла и Аспасию обвинили во всех неудачах, и в следующем году мудрого правителя не только не избрали стратегом. но и присудили ему выплатить большой штраф. Болезнь забрала жизни обоих старших сыновей, сестры, друзей Перикла, и это горе окончательно сразило его. Вскоре афиняне принесли извинения, и его опять избрали стратегом, но он заболел изнурительной лихорадкой и умер в сентябре 429 г. до н. э., оставив Аспасию с детьми с без поддержки.

После смерти Перикла женщина-философ вышла замуж за друга покойного мужа Лисикла (Лизикла), но он вскоре погиб на войне. Она пережила смерть своего сына, молодого Перикла, и больше о ней ничего не известно. Как жила потом женщина-философ, что стало с её дочерьми и как закончилась её жизнь, осталось тайной. История не сохранила никаких сведений о дальнейшей жизни Аспасии, женщины, бросившей вызов мужчинам-философам, познавшей счастье великой любви, страдания от незаслуженных обвинений, пережившей любимых мужчин — мужа и сына. Угас интерес древних греков к Аспасии после смерти Перикла: шла Пелопоннесская война, и стали ненужными размышления общего характера, когда нависли конкретные угрозы жизни.

Древнегреческий поэт-комедиограф Аристофан спустя годы обвинит Аспасию ещё в одном грехе, утверждая, что Пелопоннесская война началась якобы из-за похищения мегарцами некоторых её служанок, а историк Фукидид, исследователь конфликта между Афинами и Спартой вообще не упомянет в своих трудах о знаменитой женщине-философе. Она дерзнула увлечься философией, ораторским искусством, добилась признания и восхищения у мужчин-философов, но другие древние греки считали неприличным, что женщина не интересуется домашним хозяйством и занимается мужскими делами.

Разные превратности подстерегают человека на его жизненном пути, берегите свои бесценные жизни, дорогие читатели, и не забывайте уважать чужие.

Статья опубликована в выпуске 1.09.2007
Обновлено 15.07.2022

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: