На стене высокого здания, на самой широкой улице мира — Авеню 9 июля, размещен стилизованный женский портрет.
— Кто это? — спросил я нашего гида Максима.
— Эвита, — последовал ответ, и этим все было сказано.
О ее популярности говорит один факт. У могилы этой великой женщины на знаменитом кладбище Реколето каждый день лежит букет свежих цветов и толпятся люди, а ведь умерла она более 60 лет назад — 26 июля 1952 года. И было ей тогда всего 33 года.
Кем же надо было быть и что надо было сделать, чтобы много поколений аргентинцев не просто помнили ее имя, а боготворили ее и даже просили причислить к лику святых?
Самая знаменитая женщина Аргентины, женщина-загадка, которую при жизни называли «духовной руководительницей нации», «полномочной представительницей трудящихся», «знаменосцем обездоленных» и прочими подобными высокопарными именами, Мария Эва Дуарте, родилась 7 мая 1919 года в Лос Толдосе, бедной деревушке в паре сотен километров от столицы страны. Пятый младший внебрачный ребенок мелкого землевладельца Хуана Дуарте и его служанки Хуаны Ибаргурен была энергичной и смышленой девочкой, мечтавшей стать знаменитой актрисой.
После гибели отца в автомобильной катастрофе в 1926 году жизнь семьи резко ухудшилась. Законная супруга предъявила права на наследство, и Хуана с детьми лишились крыши над головой. Несмотря ни на что, матери удалось выгодно выдать замуж трех старших дочерей, а сына определить на военную службу в Буэнос-Айресе.
Эва закончила начальную школу и, не став заморачиваться с дальнейшей учебой, в 14 лет сбежала из-под родительской опеки в Буэнос-Айрес. Через короткое время она стала ведущей актрисой на одном из популярных радиоканалов.
Для достижения поставленной цели она не гнушается ничем. Надо лечь в постель с нужным человеком — всегда пожалуйста, попозировать для порнографического издания — да ради Бога! Только чтоб хоть на шажок приблизиться к поставленной цели — ворваться в элиту общества.
Целая вереница мужских имен в ее послужном списке. Это были и певцы, и актеры, и издатели, и фотографы, но только те, кто мог ей предоставить хоть что-то, необходимое для дальнейшего продвижения. Один из ее любовников — директор театра, дал ей ведущую роль в спектакле, другой — владелец мыловаренного завода, обеспечил ее лучшими косметическими средствами. Высокая красивая женщина с большими глазами и светлыми волосами, Эва обладала редким даром сводить с ума любого мужчину, чем беззастенчиво пользовалась.
В 1944 году происходит знаменательная встреча. Эва знакомится с овдовевшим полковником Хуаном Пероном, одним из руководителей военного переворота, возглавлявшим в правительстве созданный им секретариат труда, и переезжает в его дом. Знакомство с Пероном круто переменило жизнь молодой актрисы. По его настоянию был создан новый политический радиоканал «Навстречу лучшему будущему», где Эва в качестве диктора пропагандировала деятельность секретариата труда и его руководителя. Вскоре создается новый профсоюз — работников радио, и Эва становится его председателем.
Перон стал министром обороны и вице-президентом, его политическая программа содержала идеи справедливости, что очень импонировало рабочему классу, его популярность среди рабочих росла немыслимыми темпами, что беспокоило правящую верхушку. В начале октября 1945 года власти арестовали Перона. В ответ тысячи рабочих собрались на Майской площади Буэнос-Айреса с требованием «вернуть полковника». Этот день — 17 октября 1945 года — вошел в историю страны как день «освобождения Перона народом». 22 октября Хуан Перон и Эва Дуарте поженились.
Выборы 1946 года Перон выиграл с огромным преимуществом и стал 29-м президентом страны. Эва достигла своей цели. Став первой леди, она ворвалась в элиту аргентинского общества.
Народ считал ее защитницей бедных и ласково называл Эвитой, то есть маленькой Эвой. И она действительно оправдывала народное доверие.
Создав собственный фонд социального обеспечения, Эвита давала беднякам все, что могла: жилье и еду, образование и одежду. А могла она немало. Только в период с 1948 по 1952 год за счет средств фонда было построено 30 больниц, оборудованных по последнему слову техники, 20 детских садов и интернатов, строились начальные школы и приюты для стариков и бездомных, временное жилье для рабочих. Особенно много внимания уделялось помощи детям: финансировался школьный туризм и экскурсии, летний отдых, новогодние подарки, бесплатно выдавались учебники, а детям-сиротам — одежда и обувь, сладости и необходимые предметы обихода. Некоторые цифры говорят сами за себя: в спортивных секциях занималось 500 тысяч детей, а в рождественские праздники раздавалось до 4 млн. подарков.
В социальной программе семейства Перонов был пункт о предоставлении женщинам избирательных прав, который раздражал оппозицию. Этот закон, хоть и с трудностями, был принят.
Перон с триумфом победил и на выборах 1951 года. Эвите предложили занять пост вице-премьера, но она отказалась, чем только повысила свою популярность.
В 1952 году Эва Перон скончалась от рака матки. Ей было всего 33 года. Похороны Эвиты потрясли воображение. В стране был объявлен 30-дневный траур, на три дня была остановлена работа всех предприятий. 13 дней бесконечная очередь к ее гробу вытягивалась на сотни метров. Было принято решение тело Эвиты забальзамировать и поместить в роскошный мавзолей.
Однако судьба решила по-своему. Произошел очередной военный переворот, Перон был свергнут и вынужденно отправился в эмиграцию в Мадрид. Новая власть, борясь с остатками перонизма, запретила любые упоминания о бывшем президенте, а в ноябре 1956 года тело Эвиты пропало и следы его потерялись. Только в сентябре 1971 года тело Эвы Перон было передано ее мужу. Оказалось, что оно было тайно вывезено в Милан и захоронено под чужим именем.
В 1973 году Перон был вновь избран главой Аргентины, на этот раз он стал 41-м президентом. Представьте, что творилось в стране, если за 18 лет в ней сменилось 12 президентов.
В ноябре 1974 года останки Эвиты возвратились на родину, Перона уже не было в живых, и их поместили рядом с мужем в президентской резиденции. Но в 1976 году происходит новый путч и супругов разделяют, отправляя каждого в свой фамильный склеп: Хуана — на кладбище Чакарита, а Эвиту — на Реколету в склеп семьи Дуарте.
Несколько крайняя, даже экзальтированная точка зрения. Даже не хочется спорить, тем более в преддверии праздников, с сентенциями...