Ситуация 4. Вам необходимо прекратить истерику ребенка.
Психологи предлагают такой прием: скажите ребенку: «Я не понимаю, что ты хочешь сказать, когда плачешь. Вздохни глубоко и расскажи».
Второй путь: создайте у ребенка иллюзию, что он сам принимает решение, например, он не может определиться — принимать ванну или нет. Спросите у него, пусть решит, принимать ванну с пеной или без нее, или какие игрушки брать с собой. Тогда вопрос о принятии ванны решится сам собой.
Если вам нужно уйти вместе с ребенком, а он капризничает, предупредите его заранее о запланированном уходе. Дети плохо ориентируются во времени, поэтому лучше не говорить: «Прекрати истерику, мы уходим через пять минут». Эффективнее будет фраза: «Мы уйдем, когда закончится эта песня (или мультфильм)».
Нельзя ни при каких условиях поддаваться на истерику. Сопротивление истерикам научит ребенка, что таким способом он ничего не добьется!
Если под рукой есть кукла или другая игрушка, перенаправьте внимание ребенка на нее. Поговорите с ребенком ее голосом. Иногда разговор с «равным» гораздо понятнее ребенку, чем разговор с родителем.
Если ребенок устроил истерику в общественном месте, выведите его на улицу, или в туалет, в машину (главное, сменить обстановку), обычно при смене обстановки дети успокаиваются.
Если он действительно потерял над собой контроль, попросите его несколько раз глубоко вдохнуть.
По мнению, психологов, за истерики не следует наказывать, лучше развивать ребенка от раза к разу, чтобы он научился выражать свои желания с помощью слов.
Ситуация 5. Вы хотите привлечь ребенка к работе по дому.
Сказка про Золушку несколько дискредитирует работу по дому, ведь ее «заставляет» выполнять как «тяжелую» злая мачеха «в наказание и унижение».
Однако выполнять работу по дому в реальной жизни — жизненная необходимость. Если ребенок помогает родителям по дому, он может гордиться собой, ведь он делает полезные для семьи поступки.
Самое сложное бывает объяснить ребенку, что вы даете ему шанс почувствовать себя членом семьи, доверяя ему выполнять разные обязанности по дому. Это не акт «мучительства» с вашей стороны, а факт доверия к нему.
Даже маленький ребенок способен вам помогать.
Согласно исследованиям, ваш 2−3-летний малыш может выполнять следующие виды домашней работы:
— собрать игрушки и разложить их по местам;
— подмести пол;
— положить на стол салфетки, тарелки и столовые приборы;
— вытереть лицо после еды;
— вынуть посуду из посудомоечной машины (кроме таких вещей, как острые ножи).
4-х летние:
— регулярно кормить домашних животных;
— помогать в саду (если он есть);
— вытирать пыль с мебели;
— доставать почту;
— помогать мыть посуду или загружать ее в посудомоечную машину.
5-летние:
— застилать постель;
— убирать свою комнату;
— мыть раковину;
— складывать чистые вещи и убирать их на место;
— помогать мыть машину;
— выбрасывать мусор.
Как вовлечь ребенка в работу по дому?
1. Выделите время для совместной уборки.
2. Пусть ребенок сам составит список работ по дому. Подскажите ему, если он что-то пропустит: «Каким образом твоя грязная одежда возвращается в шкаф уже чистой?» Или: «Как твои игрушки возвращаются обратно в коробку?» — «С помощью Феи Порядка и Чистоты!» Пусть ребенок на время сам станет этой Феей.
3. Пусть ребенок помогает вам с помощью детских инструментов (маленькие веник, совок или грабельки добавят ему настроения для уборки).
4. Назовите ребенка своим любимым помощником, можно сделать для него бейджик или подобрать специальную кепку для работы — они создадут дополнительный стимул.
5. Уборка станет веселее, если включить музыку.
6. Хвалите и благодарите ребенка за помощь.
7. Используйте фразы типа: «Как только ты уберешь свои игрушки в коробку, ты сможешь пойти поиграть на улицу».
8. Психологи предлагают стимулировать помощь ребенка разными «призами» (например, модными сейчас наклейками). Если ребенок соберет 10 наклеек (или 15, по вашему усмотрению), то его ждет что-то «особенное»: например, поездка за город с семьей или другой желанный приз.
9. Никогда не переделывайте работу ребенка при нем (если он выполнил задание не идеально). Сделайте это позже или включите чувство юмора: например, если он забыл поставить тарелки на стол, притворитесь, что хотите положить еду прямо на стол. Не раздражайтесь, лучше посмейтесь вместе с ребенком над нелепой ситуацией. Он сам все поймет и исправит ошибку.
Возможные игры:
1. Выбиралки (от 3-х до 4-х лет): эта игра позволит справедливо распределить работу по дому между членами семьи (если детей несколько, то между детьми).
Сделайте из картона колесо, приклейте рисунки с изображением видов работ по краям колеса. Сделайте картонную стрелку и вставьте в центр гвоздь. Пусть дети крутят колесо, чтобы узнать, какую работу по дому им нужно выполнить сегодня.
2. Лотерея (от 4-х до 6-ти лет):
Напишите виды работ по дому на листочках бумаги и сложите в коробку с крышкой. Раз в неделю ребенок выбирает одну или две карточки из коробки, эту работу он будет выполнять в течение недели. Если детей несколько, пусть у каждого будет такая «волшебная» коробка.
Обязательно подводите итоги в конце недели, подсчитывайте баллы. Можно устроить между детьми соревнование. Победителю достанется какой-нибудь приз (спросите детей, что они хотели бы «заработать»).
Ольга Рррр, Спасибо за отзыв!