Род Двулистник принадлежит к семейству Барбарисовых и насчитывает всего три вида:
Двулистник Грея — произрастает на Дальнем Востоке, в Японии и Китае.
Двулистник китайский — в Восточной Азии.
Двулистник щитковидный — в Северной Америке.
Латинское название двулистника — дифилея, происходит от греческих слов «два» и «лист» — растение имеет всего два округлых листа, диаметр которых 20−25 см.
В культуре больше распространён двулистник Грея, многолетнее травянистое растение, высота 30−50 см. Корневище толстое, ползучее, благодаря которому растение разрастается и образует небольшие куртинки. В конце лета надземная часть отмирает.
Белые цветки с шестью чашелистиками, до 2 см в диаметре, собраны по 8−12 штук в соцветия-щиток. Растение цветёт около месяца в мае-июне. В августе созревают плоды — тёмно-синие ягодки, похожие на мелкий виноград.
Двулистник Грея имеет интересную особенность: при попадании на его лепестки воды, они становятся прозрачными и почти невидимыми. Когда цветки обсохнут, то снова становятся белыми. За такую необычную особенность это растение называют еще скелетным цветком.
Двулистник Грея можно выращивать в садах в качестве декоративного растения. Поселять его надо лишь в тени или полутени на богатой, хорошо увлажнённой почве. Нежным, хрупким листьям потребуется защита от сильных ветров и достаточная влажность воздуха.
Размножают двулистник в основном делением, всхожесть семян низкая. Перед посевом потребуется стратификация в течение нескольких месяцев. Растения, полученные из семян, разрастаются медленно и зацветают лишь на 4−5 год.
Живым это растение мне не приходилось видеть, но даже при разглядывании его фотографий рождались сказочные сюжеты и удивительные истории. Предлагаю вашему вниманию одну из них.
…Произошла эта история в давние, незапамятные времена, когда лишь в царских да королевских садах выращивали цветы на усладу хозяев.
В одном из таких садов среди множества прекрасных растений жил Двулистник. Не могли сравниться его скромные белые цветки с великолепием роз, пышностью пионов, изысканностью орхидей, благоуханием сирени. Но стоило взглянуть на белоснежную чистоту лепестков Двулистника, в сердцах людей просыпалась нежность и любовь.
И вот задумала избалованная, высокомерная принцесса использовать цветки Двулистника в своих корыстных целях. Приглянулся ей королевич из соседнего королевства, да только тот не обращал на капризную принцессу внимания. Уговорила девушка батюшку устроить бал и пригласить молодого соседа. А сама приказала портному сшить новое платье и украсить его цветками Двулистника.
Как узнал об этом садовник, заволновался и побежал в нехоженый лес к старому чародею за помощью. Упал перед ним на колени и воскликнул:
— Помоги спасти от погибели чудесное растение — Двулистник.
Хорошо знал тот волшебник добрую душу молодого садовника, в помощи не отказал.
— Есть одно средство: если все растения сада захотят помочь Двулистнику и дадут по одной своей слезинке-росинке, а ты соберёшь в волшебный сосуд те капельки и окропишь ими лепестки Двулистника, они вмиг статут невидимыми, — сказал чародей и подал парню сосуд из чистейшего горного хрусталя.
— Никому не показывай этот сосуд, иначе он утратит свою волшебную силу, — наказал чародей и скрылся.
Возвратился садовник к своим питомцам и поведал им слова волшебника.
— Не печалься, — отозвалась царица цветов — Алая Роза, — приходи в полночь — дадим по капельке-слезинке своей.
Собрал в ту ночь садовник полный флакон чудодейственных цветочных слёз и за пазуху спрятал.
Наступило время, когда портной вошёл в сад, чтобы сорвать цветки Двулистника. Садовник, опередив его, подбежал к сияющему чистотой белых лепестков кустику и окропил его слезами друзей-растений. В тот же миг лепестки сделались прозрачными, словно созданными искусным ювелиром из тончайшего хрусталя. А когда к ним подошёл портной, стали совсем невидимыми.
Много шума и переполоха было во дворце в тот вечер. Разъярённая принцесса грозилась снести голову садовнику и уничтожить все цветы в саду.
На счастье, её батюшка был благоразумным человеком и, прежде чем выполнять капризы дочери, спустился утром в сад и велел садовнику показать то место, где растёт Двулистник. Капли росы к тому времени обсохли, и растение светилось первозданностью своих белых лепестков.
Улыбнулся царь цветку и тихо промолвил:
— Надеюсь, и моя дочь, глядя на тебя, обретёт нежность и доброту.
А при чём здесь лицемерие? Рассказ воспринимается скорее больше об обычной элементарной невоспитанности главных действующих лиц.