• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Работа, карьера, бизнес
Екатерина Ильченко Мастер

Офисные игры. Против кого дружить будем?

Не только дети любят играть в игры. Взрослые также не прочь поиграть. Только игры у них не всегда безобидные. Казалось бы, едва ли обычный среднестатистический офис есть пригодное место для игровой площадки. Однако же опыт подсказывает мне, что именно в офисах разворачиваются остросюжетные баталии с непредсказуемым финалом.

Офисных игр существует очень много. В данной статье я хотела бы рассказать лишь об одной. Игра эта имеет множество поклонников в лице офисных сотрудников самых разных компаний и называется «Против кого дружить будем?»

Суть игры довольно проста. Для начала её участники присматриваются к коллегам по работе и выбирают среди них «слабое звено». Не думайте, что «слабое звено» — это тот, кто выполняет свою работу плохо. Зачастую всё как раз наоборот. Здесь важен лишь факт того, готов ли сам человек подключиться к этой игре и оказаться в гуще интриг? Если вам чужды сплетни, если вы хоть в чем-то выделяетесь из общей массы, то вы автоматически становитесь претендентом на роль слабого звена.

Когда с выбором слабого звена определились, можно приступать собственно к игре. Как вы уже догадались, её смысл заключается в том, чтобы дружить против неугодного коллеги. Вот где воистину проявляется широта полета фантазии офисных сотрудников.

Весь парадокс заключается в том, что никто из тех, кто «дружит против» никогда не признается, что оказывает серьезное психологическое давление на своего оппонента. Причем отдельные экземпляры готовы обманывать в том числе и самих себя, совершенно искренне предполагая, что их поведение — это лишь следствие «неправильных» действий того сотрудника. Приведу несколько примеров для иллюстрации.

Неугодному сотруднику не сообщают важную информацию. Объяснения могут быть разные: он должен был догадаться/мог бы и сам посмотреть/мы ему говорили и т. д. Не зная всех деталей, сотрудник неизбежно начинает допускать промахи в работе. Те, кто «дружит против» не оставляют этого без внимания. В первом случае, если ошибка существенна, они публично о ней рассказывают (в том числе и начальству), наслаждаясь мстительным торжеством. Во втором случае (он более распространен), ошибку за сотрудника они исправляют сами. Но делают это с видом оскорбленной добродетели. Дескать, мы тут трудимся в поте лица, а еще и чужие ошибки должны править.

Для тех, кто «дружит против» очень важна эмоциональная сторона вопроса. Как правило, эти люди бедны духовно и их жизнь отнюдь небогата событиями. Вот и стараются они сделать из мухи слона. У них есть прямая заинтересованность в ошибках неугодного сотрудника. Ведь эти ошибки можно обсуждать! Им и в голову не придет помочь человеку ошибок не допускать. Зачем? Ведь они тогда лишатся своей радости от унижения другого.

Иногда для решения проблемы требуется лишь сделать полшага навстречу человеку. Но тем, «кто против», этого не нужно.

На прошлой неделе у меня на работе произошла следующая ситуация. Девушка, торговый представитель, назовем ее Дашей, принесла к нам в бухгалтерию первичную документацию, которую нельзя было принять к учету. Я не сразу поняла, в чем там была проблема, так как первичной документацией занимается другой бухгалтер — Лена. Я видела, что Лена молча приняла документы, не сказав Даше ни слова.

Как только Даша переступила порог бухгалтерии, Лена разразилась гневной тирадой. Такой, чтобы все в кабинете слышали. Дескать, Даша вконец обнаглела, приносит в бухгалтерию неправильные документы, а она, Лена, должна их исправлять… Мне не хотелось это слушать, и я прервала Лену вопросом: «А ты сказала Даше, что так нельзя делать?» Да, конечно, когда-то раньше она говорила. Но встречный вопрос «когда?» заставил её задуматься. У Лены был свой план, о котором она сразу же и рассказала. Она собралась идти к шефу. А как иначе? Разве можно оставлять такие случаи без внимания?

Последнее заявление меня расстроило. Как можно идти сразу жаловаться руководителю и при этом ни слова не сказать провинившемуся сотруднику? Я смотрела на Лену и видела, что она просто получает удовольствие от своих же негативных эмоций. Принижая коллегу, она возвышается в своих собственных глазах. Более того, я прекрасно понимала что будет дальше. Лена ведь не только собралась идти к шефу. Она с особым смаком обсудит потом поступок Даши с другими коллегами…

Не желая принимать участия в этой игре, я попросила Дашу зайти в бухгалтерию. Меня интересовал момент, знала ли она о том, какие требования предъявляются к первичной документации? Как оказалось, Даша понятия не имела, что те документы, которые принесла она, нам не подходят. Раньше она не сталкивалась с подобной ситуацией. Плюс ко всему, в нашей компании она работает только три месяца и еще не успела ознакомиться со всеми правилами ведения документооборота.

Я спокойно объяснила ей все то, что ей необходимо сделать, чтобы документы можно было принять к учету. Даша внимательно меня выслушала и пообещала, что обязательно все исправит. Она заверила, что впредь такая ситуация больше не повторится. Я была довольна ее живым откликом и мы расстались с чувством, что неприятный инцидент исчерпан полностью.

А вот Лена немного расстроилась. Ее маленькая победа над Дашей потеряла свою сладость. Она ведь рассчитывала на разговор с шефом. А что теперь она ему скажет? Что главный бухгалтер поговорила с торговым представителем и вопрос решился? Совсем не тот эффект, не так ли? А ведь если бы не главбух, то эту ситуацию можно было обыграть очень драматично.

Как ни странно, но многие люди действительно получают плохо скрываемое удовольствие от просчетов и промахов других. Но одновременно с этим, такие люди никогда не признают, что дружат против кого-то. Они всегда готовы разразиться эмоциональной отповедью о том, насколько преданны они интересам организации. Ведь они даже готовы в ущерб своему личному времени исправлять ошибки коллег. С этим трудно спорить, так как эти люди, действительно, готовы и исправляют не свои ошибки. Но при этом они ничего не делают, чтобы данных ошибок не возникало в дальнейшем. Они не заинтересованы в профессиональном росте других, так как это, по их мнению, поставит под сомнение их собственную квалификацию.

Но иногда дело даже и не касается квалификации. Сотрудника унижают просто для того, чтобы был повод поговорить. Ведь тому, против которого дружит коллектив, ничего не прощается. Любая его оплошность становится предметом обсуждения где-нибудь в курилке. Происходит это от духовной скудости тех людей, которым не жалко тратить время на разговоры о подглядывании в «замочную скважину».

Говорить об эффективной работе коллектива, пораженного болезнью игры дружбы против кого-то, конечно же, не приходится. Да, общая злоба к кому-то, как ни парадоксально, объединяет участников игры. Но это только в краткосрочной перспективе. В долгосрочной же высока вероятность того, что нормальные специалисты не выдержат прессинга и уволятся, а офис компании все больше будет напоминать серпентарий.

Статья опубликована в выпуске 20.08.2015
Обновлено 21.07.2022

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: