История канала, связывающего Средиземное и Красное моря, насчитывает не одно тысячелетие. По словам историков, ещё во времена фиванских фараонов были предприняты попытки вырыть канал, соединяющий правый рукав Нила с Красным морем.
В 7−6 веках до нашей эры при фараоне Нехо канал, соединивший Красное и Средиземное моря, был сооружён. Называли этот водный путь каналом Фараонов.
С завершением эпохи фараонов судоходство по каналу пришло в упадок. После завоевания Египта арабами канал в 642 году восстановили, но уже в 776 году по политическим и экономическим соображениям завоеватели засыпали его.
Идея строительства канала вновь возникла в эпоху колониального раздела мира. Египет был предметом соперничества между Великобританией и Францией, причём Великобритания, имевшая на тот момент самый крупный флот, была против сооружения канала. Но в 1859 году строительство всё же началось и успешно завершилось через десять лет. Основной рабочей силой были египтяне, которых набирали по 60 тысяч ежемесячно. Многие из них погибли от изнурительного труда и эпидемий.
Власти Египта в 1868 году, готовясь к открытию судоходства по каналу, заказали известному итальянскому композитору Джузеппе Верди оперу по мотивам египетской легенды. Но тот взялся за написание «Аиды» лишь в 1870 году. За свой труд композитор получил 30 тысяч долларов, что соответствует на сегодняшний момент 300 тысячам, причём основные права на произведение остались за Верди.
Автором сценария оперы был французский египтолог Мариетт. При написании сценария он использовал записанную на папирусе легенду, описывающую события периода борьбы египетских фараонов с Эфиопией. Жестокости фараонов противопоставлялась чистая и трагическая любовь предводителя египетских войск Радамеса и рабыни Аиды, дочери эфиопского царя.
В 1882 году Египет оккупировали англичане. И только в 1953 году Египет освободился и был провозглашён независимой республикой. Войска Великобритании были выведены. Суэцкий канал в 1956 году был национализирован. Правящие круги США, Великобритании, Франции пытались оказать давление на правительство Египта, считая, что канал необходимо интернационализировать. Но решением Совета Безопасности ООН суверенитет Египта на канал был закреплён.
Это событие послужило поводом для англо-франко-израильской агрессии. И лишь в 1974 году, после отвода израильских войск, началось восстановление канала. В июне 1975 года судоходство по каналу было восстановлено.
В августе 2014 года начали сооружение второй нитки Суэцкого канала, и уже в июле 2015 года основные работы завершились. Было вырыто новое русло длиной 35 км, расширено и углублено 37 км старого. Это даст возможность к 2023 году увеличить пропускную способность канала с 49 до 97 судов в сутки и сократить время прохождения с 10−12 часов до трёх.
Торжественное открытие Нового Суэцкого канала состоялось 6 августа текущего года. Масштабное празднество обошлось бюджету Египта почти в 30 млн долларов. Открытие началось рано утром с фейерверка. Затем стартовало авиа-шоу, во время которого девять пловцов протянули по каналу пятикилометровый флаг Египта.
В этот же день в продажу поступили сувенирные золотые монеты с надписью «Новый Суэцкий канал — дар Египта миру».
На открытии Нового канала было исправлено упущение 1869 года: опера «Аида» представлялась прямо на берегу канала. Ведущие телеканалы мира вели прямую трансляцию этого события. Во многих крупных городах это действо жители смогли увидеть на огромных экранах, установленных на центральных площадях.
Хочется верить, что в наши дни ничто не омрачит жизнедеятельность нужного всему миру Суэцкого канала. И на его берегах будет продолжать звучать легендарная опера, воспевающая любовь и право на независимость всех народов.
Властитель слабый и лукавый, Плешивый щеголь,враг труда, нечаянно пригретый славой Над нами царствовал тогда Его мы очень смирным...