Разъезжая на машинах, мы можем развлекаться забрасыванием на пустые пространства так называемых семенных бомб. Набрав побольше всяческих семян, замешаем их в глиняное тесто, из которого скатаем шарики. Можно обойтись без глины, заморозив семена с питательным раствором или просто водой в формочках для льда. А потом поедем по крайней полосе дороги, разбрасывая свои заготовки. Или пройдем по дворам, возвращая им былое разнообразие растительности.
В моих семенных бомбочках всегда есть семена календулы, бархатцев, ромашки, космоса. Иногда покупаю на птичьем рынке смесь для птиц или кроликов с овсом и рапсом. Разве что расторопша в смеси будет лишняя, ведь это чертополох, с которым трудновато бороться.
Городские газоны часто косят, даже если газоном по недоразумению назван оголенный пятачок с последним одуванчиком. Потому множество растений, поднявшихся над землей по весне, погибает, не успев принести ни малейшей пользы. Поиск семян растений, которые могли бы после кошения оживать вновь и вновь, привел в магазинчик на ВДНХ, где за прилавком оказался агроном, а не случайная в этом деле бестолковая девчонка. Ничего хорошего нет в том, что агроном, чтобы прокормить семью, идет в торговлю. Но компетентный специалист за прилавком успевает за день раздать тысячи советов, которые существенно изменят жизнь людей.
Агроном одобрил наше занятие и посоветовал взять для семенных бомбочек масличную редьку.
Оказалось, что редька дает большое количество биомассы за короткий срок. Она разлопушит свои листья над землей в считанные дни, прикроет землю от иссушающих солнечных лучей и тем самым даст шанс набрать силу другим растениям. А потом эти листья скосят и попытаются выбросить на помойку. Но не выйдет! Листья, высыхая, обратятся в труху и останутся питанием для почвы.
У редьки корень стержневой, длинный, но сильно разветвленный. Она добывает воду с большой глубины, что очень важно во время летних засух, когда городские службы обязаны поливать газоны, но не делают этого. Если растение отмирает, корни, проделавшие ходы вглубь земли, служат другим растениям. Корневые трубочки, будучи капиллярами, подтягивают воду к поверхности, где ее перехватывают молодые ростки. Там, где растет редька, почва хорошо разрыхлена и структурирована. Затоптанные пространства она за один сезон превращает в пригодные для роста других растений. Это стоит знать участникам парковых противостояний, которые поневоле вытаптывают ту самую землю, которую хотят защитить от застройки.
Редька — ценный медонос, пусть порадуются последние пчелы и шмели. Редька хорошо переносит похолодания и не перестает расти при температуре всего-то плюс пять градусов. Таким образом она может зеленеть в теплые зимы, какие были в 1984 и 2005 годах. Если бы редьку не косили по осени, в чем нет ни малейшей необходимости, она согревала бы почву, кормила червей, удерживала снег. А весной на азоте, которым редька обогащает почву не хуже люпина, поднималась бы сочная зелень.
Редька многими своими свойствами радует хозяев приусадебных участков, особенно владельцев птиц и травоядных животных. Но мы горожане, нам все эти подробности ни к чему. Для нас важен вопрос о том, может ли редька выглядеть как специально посаженное цветковое растение, а то ведь скосят. Ответить однозначно трудновато. Но если редька растет на сколько-нибудь хорошей почве, то она покрывается шапками желтых или белых с сиреневыми жилками цветков, отчего выглядит вполне декоративно. А затем на ней созревают коробочки семян, этакие колпачки гномов, и эти коробочки не растрескиваются, они, сохраняясь на высохших прочных стеблях (высотой от 30 до 130 см), могут до самых снегопадов придавать пространству необычный вид и подкармливать синичек и воробушков.
Время показывает, что в службах озеленения с годами не становится больше компетентных специалистов. Напротив, идет вымывание людей умных и принципиальных. Их сменяют невежды, которые, имея университетские дипломы, не отличают амброзию от тагетеса (бархатцев), не имеют представления о полукустарниках, не способны понять смысл положений закона о зеленых насаждениях, но что-то умеют высчитывать помимо своей зарплаты. Их расчеты показывают, что живые люди в отношении живой природы имеют неправильные представления, природе ничто не грозит в результате их действий.
Что ж, пусть развлекаются своими формулами, а мы пока закинем семенные бомбочки в чудовищные результаты освоения бюджета дипломированными невеждами.
Семенные бомбы - это хорошо. Семенные диверсии - еще лучше. А когда совсем в раж войдешь, то можно подкинуть пачку дрожжей в открытый туалет соседу.
1 Ответить