Человеческий мозг называют самой большой тайной во Вселенной. Хотя этот орган издавна тщательно изучается, до сих пор очень многое остается неизвестным о его работе.
Астрофизик Карл Саган утверждает, что наша память может запомнить информацию, которая поместилась бы в 20 млн. томах — примерно столько хранится в крупнейших библиотеках мира. Человек же в среднем использует лишь десятую часть этих возможностей. Это подобно тому, как если бы для перевозки мешка картошки вы наняли Боинг.
Такое расточительство обидно, не правда ли? Как же научиться использовать огромный потенциал своего мозга? Примеры некоторых людей доказывают, что иметь хорошую память — реально.
Например, гриоты из Западной Африки по памяти могут выстраивать генеалогическое дерево поколений всей деревни. Потому и говорят, что когда гриот умирает, с ним погибает целая библиотека.
Артуро Тоссканини — великий дирижер. Он дирижировал оркестром, помня партитуры опер на память.
Александр Македонский знал каждого солдата своей многотысячной армии.
В авторской книге «Как развить феноменальную память» Гарри Лорейн пишет: «Каждый раз, когда за 15 минут мне приходилось знакомиться с одной-двумя сотнями человек, я не забывал ни одного имени!»
Большинство же людей замечают, как с каждым годом их память ухудшается, реакции замедляются.
Что поможет справиться с ухудшением памяти? Как запомнить и удержать в голове нужную информацию? Прислушайтесь к следующим рекомендациям.
«Узелок на память»
Что нужно делать, если вам трудно запомнить имена?
Проявите личный интерес к человеку. Попросите собеседника повторить свое имя. В разговоре несколько раз вслух произнесите его. При необходимости запишите.
Используйте ассоциации. Свяжите имя с внешностью человека. Представьте себе, что напоминает вам его имя. Оживите картинку, которую представили. Имя Степан может ассоциироваться со степью. Можно представить, как Степан прогуливается по степной равнине. Игорь играет в хоккей на игровом поле. Маргарита увлеченно собирает маргаритки. Можно также подобрать рифму к имени или заменить похожим словом. Например, Вера-Венера. Пользуйтесь своей фантазией, придумывайте собственные ассоциации, тогда нужная информация уверенней протопчет тропинку в вашей памяти.
«В одно ухо влетело, в другое вылетело»
Сегодняшнее время перенасыщено информацией. Как запомнить то, что видим, читаем и изучаем?
Вот несколько советов:
1. Оптимизм. Замечено, что позитивный склад ума улучшает деятельность мозга человека.
2. Спокойная обстановка.
3. Интерес к теме. Все, что затрагивает наши чувства, легче запоминается.
4. Понимание. Если вы что-то недопоняли, память информацию не удержит.
5. Личная организованность. Запланируйте, сколько времени уделять изучению. Вместо того чтобы часами коптеть над книгами до изнеможения, лучше разделить время на интервалы по 25−40 минут. Такой метод, согласно исследованиям, повышает запоминаемость.
6. Подготовка. Уделите время предварительному просмотру материала. Посмотрите оглавление, вступление. Ознакомьтесь с содержанием книги, подзаголовками, рисунками, вступительным и заключительным абзацем. Размышляйте над материалом при помощи наводящих вопросов. Что автор хотел донести читателю? Чем этот материал будет мне полезен? Какие доводы и факты приводятся здесь?
7. Воображение. Представляйте то, о чем читаете. Задействуйте обоняние, вкус, осязание.
8. «Повторение — мать учения». Реальность такова, что в течение суток 80% информации уходит в небытие, пускай и на время. Но большую часть из этих процентов можно восстановить, сделав краткую экскурсию по изученному материалу. Повторяйте изученный материал через неделю, месяц, год
9. Размышляйте о материале, который хотите запомнить.
10. Мнемоника. В 477 году до н.э. греческий поэт Симонид описал метод местоположений. Техника эта сочетает принципы упорядоченности, наглядности, ассоциаций. Этот метод сравнивают с мысленной прогулкой, в которой определенную информацию связывают со знакомыми предметами. Победители ежегодных соревнований по запоминанию успешно пользуются этим интересным и очень эффективным методом. Они заверяют, что метод мнемоники действует лучше любой зубрежки.
Вывод. Возможности мозга зависят от активного его использования. Человеку необходимо читать, не прекращать собственное обучение, размышлять, делиться с другими тем, что узнал, и сохранять оптимизм. Если усердно выполнять гимнастику для мозга, не придется в очередной раз сокрушаться: «Ой, опять забыл!»
Склероз нельзя вылечить, но о нем можно забыть. (Ф.Раневская)
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Статья не о склерозе в обычном понимании этого слова. А уж тем более не о лечении. Тренировка памяти - не лечение склероза, а тренировка памяти.
0 Ответить