Сновидения помогают нам регулировать эмоциональную жизнь и даже избавляться от депрессии. Как именно? Об этом рассказывает книга «Мозг во сне».
Сны и настроение
Исследование тех, кто прошел через крушение брака, демонстрирует, что модель сновидений у способных справиться с последствиями развода и двигаться дальше значительно отличается от модели сновидений у тех, кого депрессия не отпускает.
Картрайт занялась этой проблемой еще в начале 1960-х годов — тогда она, сама только что пережившая развод, создала свою первую лабораторию: «Я пребывала в депрессии, не могла нормально спать и подумала: почему бы не использовать бессонницу с пользой?»
Страдающие депрессией склонны в течение дня постоянно пережевывать горькие мысли. Ночью они также проигрывают негативные образы прошлого, тем самым усиливая беспокойство или страх, которые изначально включили механизм сновидения. И ничего удивительного, что они просыпаются в еще более подавленном состоянии.
Сны-антидепрессанты
Многолетние исследования содержания сновидений показали, что в снах преобладают эмоции отрицательные. В 1991 году ученые выяснили, что наяву люди чаще, чем во сне, испытывают положительные эмоции. И наоборот: чувство страха возникает в снах во много раз чаще, чем в период бодрствования. И вообще 2/3 возникающих в сновидениях эмоций — отрицательного свойства.
Исследование, проведенное в 1996 году в швейцарской лаборатории сна, говорит о том, что негативные эмоции появляются в сновидениях в два раза чаще, чем позитивные, среди этих негативных чувств наиболее типичны гнев, страх и угнетенность, напряжение. Такое преобладание отрицательных эмоций заставило Картрайт предположить, что во время фазы быстрого сна (REM), когда мы видим наиболее сложные, яркие сны, происходит интегрирование эмоциональных переживаний.
Коктейль из негативных и позитивных эмоций может составлять пропорцию от 60/40 у того, кто находится в хорошей эмоциональной форме и чей день, что называется, заладился, до 95/5 у того, кто столкнулся с множеством проблем. Это те эмоции, которые нам за ночь предстоит переработать, чтобы встретить новый день с новыми силами.
Депрессия, уходи!
Для своего недавнего исследования Картрайт набрала испытуемых, переживших первый развод. Испытуемые время от времени проводили ночи в лаборатории. Они рассказывали о своем настроении, ложась спать, рассказывали о том, в каком настроении просыпались утром. Они также регулярно докладывали Картрайт о том, как разрешались их семейные проблемы и как изменялось их общее эмоциональное состояние.
Заключительные тесты показали, что 9 из 12 человек окончательно избавились от связанных с разводом симптомов депрессии. 52% из тех, кто излечился от депрессии, рассказывали о сновидениях, в сюжетах которых присутствовали их прежние супруги или сцены из супружеской жизни; из тех же, кого депрессия мучила по-прежнему (их было трое), о таких снах рассказывали только 24%.
Примечательно, что выздоровевшие вспоминали свои сны в два раза чаще, чем по-прежнему пребывавшие в депрессии. А значит, способность вспомнить сновидение также имеет терапевтический эффект.
Эмоциональный спусковой бачок
«Фрейд считал подсознание чем-то вроде выгребной ямы: не полностью выраженные эмоции содержатся в ней в подавленном состоянии, и задача психотерапевта — высвободить эти токсичные эмоции и тем самым освободить человека, — говорит Джо Гриффин, вот уже более десяти лет изучающий фазу REM и эволюцию сновидений. — Но исследования совершенно недвусмысленно продемонстрировали, что сновидения занимаются этим каждую ночь. Другими словами, природа изобрела эмоциональный спусковой бачок задолго до Фрейда».
Скептики сомневаются: чем могут помочь эти разыгрываемые мозгом ночные драмы, если мы их тут же забываем? Но ученые считают, что главное — это созидание и перестройка связей в нейронных сетях, сам физиологический процесс, который в одних случаях укрепляет старые воспоминания, в других — строит новые ассоциации. Так он вплетает в наш прежний опыт новые переживания, обновляя модель самих себя и окружающего мира.
Такая ночная переналадка связей соответствует теориям роли сновидений в эволюции: согласно этим теориям во время сна мозг интегрирует информацию, важную для выживания. Это происходит независимо от того, помним мы сны или нет.
И правильная психотерапия, и сновидение имеют один и тот же эффект: они позволяют в безопасной обстановке создать связи между тревожным событием и предыдущим опытом. Как только они устанавливаются, эмоции становятся не такими острыми и травма постепенно растворяется в жизни пациента.
По материалам книги «Мозг во сне» Розалинды Картрайт.
Несколько крайняя, даже экзальтированная точка зрения. Даже не хочется спорить, тем более в преддверии праздников, с сентенциями...