Перейти к одиннадцатой части статьи
О, это, наверное, одна из самых знаменитых гимназий в нашей стране. Начнем с того, что это старейшее среднее учебное заведение в Ульяновске. Открылась она в 1809 году и была единственным учебным заведением в губернии, где могли получить среднее образование не только сыновья привилегированных родителей — дворян, купцов, священнослужителей. Государственные гимназии открывались как всесословные, то есть в них могли учиться даже крепостные, правда, справедливости ради надо сказать, что было это не всегда, но ведь было же.
Так уж сошлось, что историю нашей страны в прошлом веке писали ученики этой гимназии: окончивший в 1887 году с золотой медалью, а это была большая редкость в то время, Владимир Ульянов, и учившийся в гимназии Александр Керенский, глава Временного правительства России в 1917 году.
В 1918 году гимназия № 1 сделала свой последний в истории города 102-й выпуск и была закрыта, но в ее помещении открылась Первая пролетарская трудовая школа имени Карла Маркса. В 1945 году школе по просьбе учеников и преподавательского состава присвоили имя Ленина. 1 сентября 1990 года школа вновь превратилась в гимназию.
Я, конечно, не могу это утверждать, но вероятней всего Ульяновская школа № 1 имени Ленина являлась единственной школой в стране, награжденной за успехи в обучении детей орденом Ленина.
Сегодня в старом историческом здании Симбирской гимназии № 1 работает музей «Симбирская классическая гимназия», входящий в комплекс музея-заповедника «
Гимназия № 1 имени Ленина входит в ТОП-500 лучших школ России, в 2014 году стала лауреатом конкурса «100 лучших школ России», ее директор был отмечен почетным званием «Директор года-2014». Наверное, все это за дело, ведь теперь магический выпускник 1887 года не может одним своим именем оказать воздействие на разнообразные комиссии, принимающие решения.
В историческом центре Ульяновска все так близко друг от друга, буквально пару шагов достаточно сделать, чтобы от одного памятника старины глубокой добраться до другого. Вот и мы почти сразу, как отошли от гимназии имени Ленина, оказались у памятника третьего по популярности и изображаемости выходца из Симбирска, на этот раз из XVIII столетия. Речь идет о Николае Михайловиче Карамзине, знаменитом русском историке, памятник которому появился в Симбирске еще в 1845 году. А случилось это так.
В 1833 году симбирский губернатор Загряжский подал от имени губернского дворянского сословия прошение императору Николаю I о создании в Симбирске памятника Карамзину за счет общероссийской подписки. Согласие Николай I дал, деньги были собраны, а памятник никак не строился. Причина проста: в городской думе не могли определиться ни с местом установки памятника, ни с тем, кто его создаст. Все это тянулось до той поры, пока в 1836 году в город в процессе очередного объезда своих владений не явился император. Николай I своим пальчиком соизволил указать, где монумент стоять должен, а также назвал будущего его автора, да заодно и со сроком его изготовления и с ценой разобрался.
«Заключить с профессором Академии художеств Гальбергом контракт на сделание в течение трех лет… означенный памятник с барельефами, за выпрошенную им цену в 91800 рублей…» — таков был вердикт царствующей особы.
Оказалось, что пока городские мудрецы себе головы ломали, где установить, да кому поручить, император все уже продумал и решил, да заодно и с количеством меди для строительства определился — 550 пудов ее приказал отпустить из казны.
Как бы то ни было, но вышеупомянутый профессор Гольдберг с началом работы не спешил и к означенному в контракте сроку разработал лишь проект, а затем благополучно скончался. Ну, а с мертвого какой спрос? Пришлось к делу экстренно подключаться его ученикам. Тут уж целая бригада работать принялась, и ведь все выпускники Академии художеств. Роли распределили очень строго: статую выполняли А. Иванов и П. Ставассер, а горельефы с бюстом Карамзина — Н. Ромазанов и К. Климченко.
Дело шло неспешно, и только в навигацию 1844 года все детали памятника, включая пьедестал из красного финского гранита, доставили в Симбирск. Затем всю следующую весну и лето подготавливали место и устанавливали пьедестал. В общем, только в августе 1845 года состоялось торжественное открытие памятника Карамзину.
Когда сдернули покрывало, перед собравшейся публикой предстал памятник, исполненный в излюбленном тогда стиле классицизма, сочетаемом с аллегорией. Элегантная и грациозная муза истории Клио стоит на гранитном пьедестале с «Историей государства Российского», которую она возлагает на скрижаль бессмертия — в одной руке, и с трубой, чтобы возвестить о славе Российской империи — в другой руке.
В лицевую часть пьедестала, в круглую нишу, помещен бюст историка. По бокам пьедестала находятся два горельефа. На одном в аллегорической форме изображен Карамзин, читающий в 1811 году в Твери свою историю императору Александру I и его сестре Екатерине Павловне. На другом в той же манере Карамзин изображен на смертном одре в присутствии своей семьи, в тот момент, когда ему сообщили о пожаловании ему Николаем I пожизненного пансиона. На задней части пьедестала накладными буквами выложена фраза: «
В 1866 году после катастрофического пожара, уничтожившего значительную часть Симбирска, вокруг памятника возник сквер, сохранившийся до наших дней. В этом сквере на одной из скамеек сидели мы и слушали гида Людмилу Петровну, рассказывавшую нам вышеприведенную историю. А почти под нашими ногами на асфальте краснела надпись, извещающая всех на свете, что именно здесь любил гулять Володя Ульянов после уроков.
К 1931 году памятник Карамзину пришел в удручающее состояние. Надпись на пьедестале была сбита, на граните возникли большие выколы. Появились предложения о его сносе. Благодаря выступлениям общественности, возглавляемой архитектором Феофаном Вольсовым, памятник удалось отстоять. В конце Великой Отечественной войны (заметьте это) на пьедестал вернулась надпись, позднее памятнику вернули первозданный вид.
В печати имеется много отзывов, что очень уж непонятен этот памятник даже для образованных людей и надо долго объяснять смысл каждого горельефа. Ну, не все же надо понимать с полувзгляда. Подумать ведь иногда полезно, и если сам дойти до глубины чужой задумки не можешь, не грех и умного человека послушать.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...