В 1863 году он, будучи секретарем организационного комитета по помощи раненым и больным воинам, лично разослал всем государям и правителям Европы приглашение прислать представителей своих стран на международную гуманитарную конференцию, которая должна была состояться в Женеве 26 октября.
Конференция состоялась. На ней присутствовали представители 14 европейских государств. Конференция оправдала все надежды ее организаторов. Было принято решение о создании в каждом из государств-участников добровольных организаций помощи раненым и пострадавшим. В случае войны обязанностью этих людей должна была быть помощь вооруженным силам своего государства в развертывании помещений для ухода за ранеными и предоставлении обученного персонала для помощи военным врачам.
- Дата подписания этого решения, 29 октября 1863 года, считается днем рождения Красного Креста.
В течение года добровольные организации помощи раненым были созданы в десяти странах Европы. А 8 августа 1864 года в Женеве собирается конференция представителей 16 европейских держав, которые 22 августа подписывают Женевскую международную конвенцию об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны.
Эта конвенция, без всякого преувеличения, ознаменовала новый этап в истории человечества. Она стала первым актом, формализующим правила ведения военных действий, которые до этого определялись не законами, а «понятиями», были весьма субъективными и сильно зависели от доброй (или недоброй) воли того или иного командира или военачальника.
Казалось бы, все прекрасно. Новая организация становится все более популярной в постоянно воюющей Европе. Царствующие особы и руководители государств (а более всего — их супруги) считают за честь быть членами общества Красного Креста и собственноручно ухаживать за ранеными.
Но беда подкралась оттуда, откуда А. Дюнан ее никак не ожидал. Он посвятил четыре года исключительно организации работы общества Красного Креста. В то же время акционерное общество, организованное им прежде в Алжире, то самое, ради которого он собирался встретиться с императором Наполеоном III в Сольферино, пришло в упадок. Дюнан разорился. На нем числился почти миллионный долг. В 1868 году Женевский суд объявил его банкротом.
Возвратиться в Женеву из-за своего банкротства Анри Дюнан не мог: его сразу же посадили бы в тюрьму. Но главное, из-за своего банкротства он был исключен из комитета Красного Креста, созданного его же усилиями. Из швейцарской организации YMCA его тоже исключили.
Он остался в Париже, голодая и совершенно обнищав. В течение последующих двенадцати лет он ведет фактически жизнь бродяги, перебираясь из одного города Европы в другой: Штутгарт, Рим, Корфу, Карлсруэ… В 1881 году он поселился в маленькой швейцарской деревушке Хайден, забытый, казалось бы, всеми за исключением нескольких друзей.
Об организаторе Красного Креста вспомнили в 1895 году. Сначала появилось несколько статей в швейцарских и немецких газетах. К тому времени Красный Крест уже был известен повсюду. В нескольких войнах, прошедших за двадцать лет, его деятельность реально спасла сотни тысяч жизней раненых солдат. Статьи из немецких газет были перепечатаны во многих европейских странах.
Имя Анри Дюнана снова стало известным. Он получил несколько премий от филантропических организаций. Большую финансовую поддержку ему оказала вдовствующая российская императрица Мария Федоровна. А. Дюнан, наконец, стал жить в относительном достатке.
- В 1901 году Анри Дюнан стал первым Нобелевским лауреатом премии за укрепление мира между народами, разделив ее с французским пацифистом Фредериком Пасси.
Дюнан был награжден за его выдающуюся роль в организации Международного движения Красного Креста и за деятельность, которая привела к подписанию Женевской конвенции. В приветствии Международного Нобелевского комитета отмечалось, что без Дюнана движение Красного Креста, высшее гуманитарное достижение XIX века, не могло бы осуществиться.
Эта награда не только поправила финансовые дела Анри, но и восстановила его репутацию в глазах мирового сообщества. А. Дюнан при жизни не воспользовался деньгами, полученными от Нобелевского комитета. Большая часть этих денег по завещанию Дюнана была потрачена на выплату задолженности кредиторам. Эта задолженность не давала Анри покоя до самой смерти и привела к развитию у него мании преследования.
Кстати, уже первое награждение Нобелевской премией мира вызвало споры. Многие критики считали, что деятельность Красного Креста и Женевская конвенция были вредны, поскольку, уменьшая страдания, причиняемые войной, они способствовали героизации войны и делали ее в целом более привлекательной. Награждение непримиримых пацифистов они полагали более соответствующим воле Альфреда Нобеля: вручать премию физическим лицам, добившимся максимальных успехов в деле достижения международного братства, уничтожения или сокращения армий и проведении конгрессов в защиту мира.
Их оппоненты считали, что Анри Дюнан Нобелевской премии достоин, поскольку его деятельность по созданию Красного Креста способствовала снижению взаимной ненависти между людьми, а значит, соответствовала достижению международного братства. Поэтому первая Нобелевская премия мира была поделена между А. Дюнаном и Ф. Пасси. Поэтому же, кстати, в 1901 году премию не получила организация — собственно Международное движение Красного Креста.
Таким образом, маленькая Швейцария подарила миру не только сыр, шоколад и армейский универсальный нож и еще много полезных вещей и изобретений. Ее гражданин стал первым лауреатом Нобелевской премии мира.
Несколько крайняя, даже экзальтированная точка зрения. Даже не хочется спорить, тем более в преддверии праздников, с сентенциями...