Начнем с первопричины. Психологи знают, что наше общество фрустрировано. У большинства людей не реализованы основные потребности — в безопасности, материальном благополучии
Замечено, что при вождении автомобиля человек становится более агрессивным. Американские психологи проводили эксперимент. На «зебре» вели себя не очень корректно — останавливались, поворачивали обратно, а сами наблюдали за поведением водителей и записывали номера их машин. Через некоторое время ни о чем не подозревающим участникам эксперимента звонили домой и провоцировали их на конфликт. В результате выяснили, что из 200 водителей, агрессивно ведущих себя на пешеходном переходе, только один из пяти испытуемых был агрессивен и в быту.
Почему так меняется наше поведение? Потому что у нас появляется цель и мы хотим быстрее до нее добраться (доехать до дома, офиса, забрать ребенка из школы). Любое препятствие (пробка, другая машина, задержка сотрудником ГИБДД) невольно увеличивает нашу напряженность, соответственно, поднимает индекс нашей агрессивности. Во-вторых, мы часто ведем машину в состоянии повышенной усталости (невыспавшиеся, голодные, уставшие от свалившихся на нас проблем). Как известно, плохое самочувствие не улучшает нашего настроения, а это значит, любой инцидент может легко вывести нас из себя.
Как же мирно разрешить дорожный конфликт? Для начала нужно успокоиться. Задержите дыхание — насколько сможете. Это заставит ваш организм вернуться с небес на землю. Прежде чем выйти из машины, посмотрите на фотографию с дорогими, любимыми для вас людьми. Она напомнит вам, что мир не держится на одной только силе. Дальше действуем по правилам…
Правило первое — при общении с другим водителем стараемся не использовать так называемые «конфликтогены». То есть никаких обвинительных жестов, слов, оскорбительных выражений. На любой словесный выпад собеседника отвечаем общей фразой, типа: «Да, я понимаю». Руки держите открытыми. Не пытайтесь свернуть диалог, только хуже будет. Человек попытается вас задержать, догнать, причинить вред вам или вашему автомобилю. Ему нужно выпустить пар, он чего-то испугался, отсюда истоки такого странного поведения.
Правило второе — узнайте имя вашего собеседника. Так невзначай: «А как Вас зовут?» «А отчество какое?» Доказано, что вовремя произнесенное имя человека позволяет переключить его внимание на другой объект, наладить с ним отношения, создать определенный настрой. Наше имя — это ворота в наш внутренний мир. Не случайно переговорщики во время проведения операций первым делом стараются познакомиться с нарушителем спокойствия.
Правило третье — совершите совместные действия. Например, перейдите с водителем на другое место — чуть в сторону, на несколько шагов, еще немного… Это успокоит его, настроит на более примирительный лад. Можно задать какой-нибудь неожиданный вопрос: «А сколько сейчас времени?» Это тоже отвлечет его от происходящего и немного успокоит.
Главное, понизить общее негативное настроение в случившемся конфликте. Этому будут способствовать ваши открытые руки, контролируемое дыхание, общие фразы и разумный подход. Которого нам всем так часто не хватает…
Несколько крайняя, даже экзальтированная точка зрения. Даже не хочется спорить, тем более в преддверии праздников, с сентенциями...