Навязчивое желание включить телевизор связано с особенностями человеческого разума, составляющего значительную часть личности каждого.
Как уже говорилось, главной функцией сознания является управление вниманием, максимальная концентрация которого ведёт к развитию личности. Однако здесь возникает внутренний конфликт по ряду причин:
способность концентрировать внимание не является развитой от рождения;
большинство людей не умеют фокусироваться на сложных задачах длительное время;
естественное состояние сознания — хаос (энтропия);
разум склонен находить проблемы в жизни человека, даже если их нет — длительная энтропия сознания может доставлять значительный дискомфорт личности.
Поэтому человек всеми силами хочет избежать хаоса в сознании, но для этого нужно структурировать свой поток мысли — отвлечься на внутреннюю или внешнюю не-энтропию. По выражению М. Чиксентмихайи, разум выживает, поглощая не-энтропию.
Однако переключить внимание на упорядоченную «внутреннюю» информацию для устранения хаоса большинству крайне сложно. Действительно, медитация, стратегическое и оперативное планирование будущего, воспоминания о прошлых достижениях и другие позитивные мыслительные процессы редко преобладают в головах обычных людей. В итоге большинство просто не умеет сосредотачиваться на упорядоченной внутренней информации.
Но устранить хаос сознания необходимо всем, значит для концентрации внимания нужно найти структурированную информацию во внешней среде и начать думать о ней. И здесь под рукой оказывается вездесущее телевидение. Его популярность обусловлена тем, что просмотр ТВ почти не требует затрат психической энергии — требует минимального уровня концентрации внимания и ясности мыслей.
Люди смотрят телевидение не для собственного развития — об этом свидетельствуют рейтинги просветительских программ и каналов. В итоге сам формат медиа превратил в развлекательные даже на первый взгляд полезные передачи. Сегодня даже новости подбираются так, чтобы дозированно напрягать и развлекать зрителя, разработана даже научная концепция такого эффективного инфотеймента.
В итоге телевидение — это совершенная не-энтропия:
внешняя информация поступает непрерывно;
концентрировать внимание не нужно, но сосредоточиться полностью на внутренних проблемах или чём-то другом невозможно;
периодически возникает эмоциональный отклик, и человек неосознанно ждёт каждого следующего;
просмотр затягивает, но не приносит радости.
При этом большинство не вкладывает 100% своего внимания в рабочие процессы, отбывая номер в ожидании отдыха, а большую часть отдыха проходит при включённом телевизоре. В результате постоянный просмотр телепередач приводит к постепенному атрофированию способности концентрировать внимание и прекращению сложных мыслительных процессов.
Давно отмечено, что человек, пренебрегающий использованием своих мыслительных способностей, никогда не достигнет подлинной свободы. На его мышление будет влиять мнение соседей, информация из газет, с экрана телевизора
Ещё в 1982 г. известный исследователь медиа Питер Конрад отметил: «Технологическая революция была направлена на экономию времени. Однако безудержное потребление, которое мы сейчас переживаем, постепенно уничтожает это сэкономленное нами время. Институтом, созданным для обслуживания этой цели, является телевидение».
Люди действительно всё больше перестают заниматься приносящей пользу деятельностью и всё больше времени тратят на развлечения и досуг.
Если когда-то ТВ способствовало увеличению уровня образованности и информированности масс, то сейчас вместо этого ТВ навязывает людям чужие убеждения. Современный человек живёт во власти «экспертов».
А вы всё ещё смотрите телевизор?
Зависит от того, что смотреть по ТВ. Есть много интересных передач, расширяющих кругозор. Да и просто отдохнуть после тяжелого рабочего дня - посмотреть юмористическую передачу можно. Конечно, к новостям и программам на тему политики это не относится. Но психология людей такова, что их больше тянет на негативное, а СМИ этим пользуются.
0 Ответить
Елена Гончарук, вы, безусловно, правы. Но и сам принцип восприятия информации через ТВ может даже самую полезную передачу свести к негативному влиянию на человека. Об этом много писали исследователи, начиная с Маклюэна.
0 Ответить
Полностью присоединяюсь к г-ну Тимофееву в его оценке статьи, его пожеланию автору писать еще, и ситуации со ШЖ. Приятно иметь единомышленников, что достаточно редко у меня на этом сайте. И отдельно Алексу Петрову: к сожалению так, как ВЫ советуете, люди не воспринимают этот зомбоящик. А было бы здорово.
0 Ответить
Надо наш зомбиящик воспринимать с юмором.
0 Ответить
Спасибо автору! БлагоДаря таким заметкам (это не статья, а действительно просто смелый мазок по грязному холсту нашей действительности), ШЖ еще держит подписчиков.
Что касается ТВ, то ему давно уже определили правильное место в жизни людей как "зомбоящик", ибо это правда. Основную массу людей, уже несколько десятилетий, целенаправленно, отучают думать (мыслить). Подсовывая свой пережеванный и адаптированный к "правильному пониманию" комбикорм. Если раньше этим занималась только церковь (люди-рабы божьи), то теперь эту супер-технологию подхватили и светские власти. Стадом реально легче управлять.
К сожалению, что касается заголовка, автор вообще не раскрыл откуда появилась цифра 25 (лет), хотя в тексте и прозвучали слова о "психической энергии". Думаю, что это можно списать на статус дебютанта с надеждой на дальнейшие публикации.
25 лет, в этом вопросе, действительно не просто цифра. Правда не для всех людей, а только для мужщин, которых меньше, чем 8о% людей. Слава Создателю! Согласно Ведических текстов, последняя стадия роста, взросления, созревания (нужное подчеркнуть) человека- это "вызревание", становление, гармонизация именно психической энергии, которое у женщин происходит к 18-ти, а у мужщин только к 25 годам. Может об этом хотел сказать автор?
Тем не менее, с чистой совестью оцениваю этот начальный опыт в 5 баллов.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Панталык Тимофеев, честно признаюсь, не брал в основу Веды, поэтому не разделял телезрителей на мужчин и женщин. Число 80% взялось из собственных наблюдений за студентами и "условно взрослыми" людьми - первые пока учатся, а также в силу молодости и использования множества каналов коммуникации, ещё развиваются, даже под влиянием современных медиа. После 25 большинство перестаёт учиться и уменьшается количество источников входящей информации.
0 Ответить
Прекрасная статья по замыслу, а по воплощению немного сложно для восприятия. Но теперь, по крайней мере, читатель сможет понять, откуда такой сумасшедший рейтинг у Президента Путина. Российское телевидение отшибает мозги ( американское тоже отшибает, но в Штатах есть разноголосица мнений по поводу Президента, Конгресса так далее), а в России этого и близко нет. Статья показывает, что большинство людей перестают думать в России из-за зомбоящика и потому такой одобрямс. Точно пометил г-н Григорьев: "включил ТВ со своим..."
Спасибо за статью. Из-за некоторой сложности и излишней наукообразности в начале ее ставлю пять с маленьким минусом. Автора можно поздравить.
1 Ответить
Роман Солодов, спасибо за высокую оценку!
0 Ответить
Включал ТВ со своим мнением, выключил - с правильным.
1 Ответить
Анатолий Григорьев, именно! Иначе не получается "любить большого брата".
0 Ответить
ТВ во благо если им пользуешся, а не оно тобой.
0 Ответить
Интересно.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
А что - еще есть люди, часто смотрящие ТВ???
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Игорь Вадимов, конечно. За пределами столиц таких подавляющее большинство. Да и в мегаполисах их хватает. Посмотрите хотя бы на стоимость рекламы на ТВ, и она покупается мировыми брендами, которые очень хорошо умеют считать деньги - если бы реклама не окупалась бы, её бы не размещали. Массовые товары становятся и остаются массовыми всё ещё благодаря ТВ.
И дело не в частоте просмотров, а в образе жизни - как человек в принципе проводит свой досуг с высокой долей корелляции определяет его настоящее и будущее. Об этом я писал ранее на ШЖ.
0 Ответить
Игнатий Чередов, фэнтези - это прелестно.
Мне довелось поездить по стране в последние 15 лет. От Калининграда до Ю-Сахалинска и от Котласа до Ставрополя. И занимался я как раз расчетами оборудования для цифровых АТС и проведением оптоволоконных колец.
Даже в несчастной Абазе ("закрою очи - вижу Сочи, открою глаза - опять Абаза") уже лет 10 назад было положено ее первое оптоволокно. А в том же Благовещенске очень неплохой интернет к тому времени уже был, мы лишь добавляли оборудования для улучшения сети.
Так что... за пределами столиц - интернета в России более чем много. А нет его - разве что в дальних деревнях. Но там - и электричества с телевидением тоже нету. А ТВ последние 20 лет смотрят старушки со старичками, которые никак не могут быть 25-летними...
Мысль, что никто бы не давал денег на рекламу, кабы не смотрели - хороша, но деньги дают как раз на этих старичков со старушками. Что в дальних деревнях, что в мегаполисах, или в столицах. Молодежь уже лет 15-20 ТВ практически не смотрит. Разве что - по направлениям. Кино, например, или прогнозы погоды.
И дело как раз в том - что образ жизни изменился. Во времена СССР - ТВ творил чудеса, создавал кумиров и т.п. В катастройку в России ТВ водил людей на баррикады и дарил иллюзтю, буто все, что делается - к лучшему.
Но в середине 90х пришел интернет - и к началу-середине 00-х забрал у ТВ и юную и средневозрастную аудиторию. Остались у ТВ одни старички...
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Игорь Вадимов, аргументация впечатляет, конечно, но я ничего не говорил про отсутствие Интернета в России. Хотя ТВ смотрят и через IPTV.
Если бы смотрели только "старички со старушками", то реклама в Физруке и Универе не стоила бы таких денег. У пенсионеров достаточно ограниченные финансовые возможности, поэтому их покупки не смогут отбить затраты на тв-рекламу. Да и в пристрастии к забугорной газировке и чипсам они как-то не замечены в большинстве своём. Если бы молодёжь не смотрела ТВ, то Камеди не вышел бы на центральные федеральные каналы, я молчу про съёмки всё новых сезонов молодёжных сериалов и передач. Не смотрели бы - не снимали.
0 Ответить
Игнатий Чередов, Вы совершенно ничего не говорили по интернет - именно потому я и отметил, что именно интернет теперь и последние лет 10 - главное СМИ в России.
Идея, что Физрука, Интернов, Универ, Комеди-х и пр. могут смотреть только молодые - прелестна, но абсолютно фантастична. Мысль о том, что передача переходит из регионального канала на федеральный от того, что она интересная - тоже фантастика.
Некие люди (главы каналов и их советники или друзья) решают, кого где показывать. Люди эти знакомы между собой и составляют сообщество друзей. Популярность тут вовсе ни при чем.
А всю эту молодежку с интересом, как паноптикум глупостей и несуразности современной жизни в городах, смотрят старушки со старичками, та самая часть населения России, что стабильно смотрит ТВ (ну - нет на ТВ специальных передач только для старушек - вот и приходится смотреть смешные глупости, типа Интернов, Универа, Даешь молодежь...)
Оценка статьи: 3
0 Ответить