Наглухо задраивая стеклопакеты в поисках спасения от неистового рёва ночных «будильников», не спешите проклинать исключительно Адольфа Даймлера, впервые пронёсшегося по пригороду Штутгарта на грохочущей «костедробилке» без амортизаторов, но с обитыми железом деревянными колёсами. К созданию байка с мотором приложили руку и другие изобретатели, причём не только немецкие и задолго до 10 ноября 1885 года.
В 1860-е годы парижский кузнец Пьер Мишо организовал компанию, построившую первый в мире велосипед с педалями. В 1867 году «Мишо и компания» представили первый велосипед, оснащённый небольшим паровым двигателем. По словам сотрудника «Мишо» Пьера Лаллемана, подавшего заявку на изобретение патентному ведомству США, прототип новинки был построен еще в 1863 году.
Сами американцы тоже не «спали в шапку». Пионер «парового велосипедостроения» в США Сильвестр Роперт из Массачусетса в 1868 году продемонстрировал публике велосипед, приводимый в движение двухцилиндровой паровой машиной с угольной топкой, расположенной между ног велосипедиста.
Некоторые эксперты утверждают, что паровые велосипеды — это совсем не мотоциклы, потому де, что они приводились в движение допотопной паровой машиной, а не экономичным двигателем внутреннего сгорания. Того же мнения придерживается и Оксфордский словарь, но по сути — так ли уж важно это отличие?
Первой коммерческой разработкой «настоящего» мотоцикла с ДВС стал трехколесный «Butler Petrol Cycle». В его названии, кстати, впервые был использован термин «цикл». Англичанин Эдвард Батлер построил свою машину в 1884 году и продемонстрировал в том же году на выставке в Лондоне. Это случилось почти за два года до того, как мотоцикл Даймлера совершил свою историческую поездку.
Трехколёсный мотоцикл Батлера с приводом на единственное заднее колесо был оснащён мотором объёмом 600 куб. см, мощностью 5/8 л.с. с электрическим зажиганием на магнето и водяным охлаждением. В 1888 году изобретатель попытался наладить серийный выпуск мотоцикла. Возможно, его детище смогло бы достичь коммерческого успеха, но у Батлера не было надёжной финансовой поддержки, и производство заглохло.
Деревянный «Райтваген» (Reitwagen) Даймлера, считающийся первым мотоциклом в мире, разрабатывался не ради коммерческого производства, а для того, чтобы обкатать новый двигатель. Совсем другие цели ставили перед собой четверо немецких энтузиастов.
В 1894 году братья Генрих и Вильгельм Хильдебранд вместе в Алоизом Вольфмюллером и его механиком Гансом Гайзенхофом впервые наладили в Мюнхене серийный выпуск необычайно популярного мотоцикла. За три года главным заводом и несколькими мелкими мастерскими в Германии и Франции было выпущено несколько сотен мотоциклов первой серийной модели. Эксперты затрудняются назвать точное их число и оценивают цифрой между 800 и 2000 экземпляров.
Патент от 20 января 1894 года гласит, что мотоцикл «Hildebrand & Wolfmuller» весил 50 кг и был оснащен четырёхтактным двухцилиндровым двигателем внутреннего сгорания мощностью 2,5 л.с. с водяным охлаждением, который позволял разогнаться до скорости 45 км/час. У мотоцикла не было ни педалей, ни сцепления, ни заводного кик-стартера. Чтобы запустить двигатель, мотоциклисту приходилось некоторое время бежать и толкать мотоцикл, а затем вскакивать в седло, словно на ретивого скакуна.
Мотоцикл вызвал фурор. Несмотря на внушительную цену в 1200 марок, машины расхватывали словно горячие пирожки. Завод в Мюнхене к концу 1894 года выпускал до 10 мотоциклов в сутки, изобретатели планировали довести объем производства до 3000 единиц в год.
Увы, их планы так и остались планами. Многие клиенты ожидали от мотоцикла большей надёжности, жаловались на трудность управления и опасность езды на двух колёсах. Недовольные покупатели завалили компанию судебными исками, что привело к финансовым проблемам и свёртыванию производства.
«Последний гвоздь в крышку гроба» первого в мире серийного мотоцикла вбил технический прогресс. В 1897 году на рынке появились новые совершенные двигатели с искровым зажиганием, и производство «Hildebrand & Wolfmuller» прекратилось полностью.
По оценкам экспертов сегодня в мире ещё можно найти около десятка оригинальных моделей, выпущенных с 1894 по 1897 год. Их аукционная цена по самым консервативным оценкам примерно 130−150 тысяч долларов.
Весьма познавательно. Дмитриев - учись, это не простые каляски
Оценка статьи: 5
0 Ответить