Во многих книжных лавках на стендах «ТОП продаж» вы увидите литературу о Стиве Джобсе, Роберте Кийосаки, Ричарде Брэнсоне, Сэме Уолтоне и многих других. Но не стоит забывать, что зачастую за спинами гениев, новаторов и великих лидеров стоят их партнёры, без усилий которых никакие истории успеха не могли бы состояться.
Один из примеров такого «знаменитого» партнёрства — тандем Генри Форда и Джеймс Казенса. Основатель компании и его вице-президент были одновременно соратниками и соперниками. О Генри Форде, как известно, написано много, в том числе его знаменитая автобиография «Моя жизнь, мои достижения», которую также можно увидеть в «ТОПе продаж» книжных магазинов.
Джеймс Казенс, в свою очередь, тоже значимая личность в истории США, он был сенатором от штата Мичиган, мэром Детройта, а также вице-президентом компании Форд (Ford Motor Company). Однако всемирную известность и популярность он так и не обрёл. Разумеется, вклад Форда в развитие мировой промышленности несоизмерим с вкладом Казенса. Однако заслуг перед компанией у Казенса не меньше чем у Форда.
Дело в том, что Генри Форд всегда концентрировал усилия на доведении своих автомобилей до совершенства и уделял внимание каждой мелочи. Инвесторы компании, в свою очередь, месяцами ждали выхода автомобилей на рынок. Таким образом, из-за того, что Форд считал продукты своего труда недоработанными, они подолгу не поступали на рынок. Это был классический пример проблемы творца, тот случай, когда у него не получается довести дело до идеала, когда лучшее становилось врагом хорошего. Не стоит забывать, что постоянное улучшение товара — это ещё не всё в бизнесе, ведь важно также его реализовать и организовать логистику.
После того как Джеймс Казенс занял пост вице-президента компании Форд, его задачей стало решение «непроизводственных» проблем компании. Одна из решённых проблем — это налаживание поставок. В отличие от Генри Форда, Казенс понимал всю важность поставок и то, что без них компании просто не выжить.
Дело в том, что Джеймс Казенс выбрал несколько другую тактику, отличную от той, которой придерживался Генри Форд. Бесперебойный выпуск новых автомобилей и их поступление на рынок такими, какие они есть, вместо сбоев в поставках из-за недоработок. Ему пришлось заставить Форда пойти на это, обосновав тем, что остановка поставок приведет компанию к банкротству. Главная задумка заключалась в том, чтобы покупатели получали свои автомобили, в случае возникновения неполадок к ним выдвигались механики для устранения проблем. Каждый подобный случай фиксировался и поступал в центральный офис, а в автомобилях, которые выпускались в дальнейшем, дорабатывались выявленные недочеты. Такая тактика называется «тактика быстрых ошибок».
Это пример ситуации, когда действовать нужно решительно, чтобы раньше увидеть свои ошибки и начать их исправлять как можно быстрее. Таким образом, благодаря решительности Казенса, конвейер работал без перерывов, а Форд, в свою очередь, мог удовлетворять своё стремление к совершенству.
Чему же учит нас пример Джеймса Казенса?
Пример Казенса — наука для будущих предпринимателей, отличное средство от нерешительности и призыв к действию. Главное понять, что нет предела совершенству и от ошибок увернуться не получится. Поэтому действовать нужно незамедлительно, а для устранения ошибок в будущем нужно организовать обратную связь с клиентом, благодаря которой появится возможность оптимизировать бизнес-процессы.
Через 10 лет после основания компания вновь столкнулась с серьёзной проблемой. На этот раз она коснулась персонала, а именно рабочих. В те времена, перед началом Первой мировой войны, а именно 1912−1913 годы, США захлестнула волна безработицы, рабочие на заводах и фабриках пессимистично видели своё будущее и нередко устраивали волнения. На заводе Форда наблюдалась высокая текучесть кадров, из-за чего компания несла убытки. Благодаря гениальному решению Джеймса Казенса проблему удалось решить.
В этот раз пришлось пойти на радикальные меры. В то время по всей стране зарплаты рабочих снизились, некоторые получали всего 15 центов в час. Решением Казенса было обеспечить рабочих гарантированной зарплатой в 5 долларов в день. Изначально Генри Форд был против этой идеи, так как расходы на заработную плату пришлось бы увеличить втрое, но Казенсу удалось убедить его в необходимости принятия радикальной меры. После увеличения зарплаты рабочим текучесть остановилась, а вместе с ней ушли расходы на поиск и обучение новых людей. В результате экономия оказалась гораздо больше расходов на оплату труда, что в дальнейшем помогло компании держать низкие цены на свою продукцию, в том числе на знаменитый Ford T.
Стоит заметить, что новая ставка оплаты труда в то время оказалась настоящим прорывом для Соединенных Штатов. По всей Америке заводы и фабрики постепенно начали следовать примеру компании Форд для того, чтобы удержать свой персонал. С тех пор американский рабочий стал настоящим представителем среднего класса, за что он может сказать спасибо Джеймсу Казенсу.
Генри Форд — гениальный предприниматель, прогрессивный промышленник и технолог, идейный вдохновитель своей компании, но заслуги Джеймса Казенса не менее важны для неё. Во многом благодаря его усилиям, Форд в наше время — это узнаваемый бренд, который снабжает автомобилями весь мир.
Каким основным урокам можно поучиться у Джеймса Казенса?
Иногда нужно принимать решительные меры, чтобы получить желаемый результат, а иногда, чтобы выжить.
Не стоит бояться ошибок, ведь чем быстрее ошибешься, тем быстрее исправишься.
Хороший партнёр по бизнесу — это половина успеха.
Спасибо оформителю этой статьи, добавившему в текст нашего знаменитого мизантропа (и, как оказывается - еще и мизофона) великолепные...