Царь поручил вновь назначенному воеводе оборонять рубежи страны в этом чрезвычайно опасном пограничном районе. К возведению «Засечной черты», которая строилась уже в течение нескольких лет южнее и надёжно защищала государство от набегов степняков, во вверенном новому воеводе районе ещё не приступали.
Богдан Хитрово взялся за дело быстро и решительно. Царский указ дал ему неограниченные полномочия, и он ими успешно воспользовался. Для строительства оборонных сооружений было привлечено более трёх тысяч окрестных крестьян, для которых эта работа была царской повинностью. Крестьян привлекали по принципу — один человек от пяти дворов. «Меж реки Барыш и реки Суры для бережения от татарских приходов» была возведена мощная непрерывная полоса укреплений, в которой земляные валы перемежались глубокими рвами или частоколами. На расстоянии видимости ставились сигнальные вышки, на которых постоянно находились наблюдатели. На важных дорогах и у основных переправ возводились новые крепости и остроги.
Строились они не только быстро, но как оказалось, на века. Большинство из основанных Хитрово сёл и городов существует до сих пор. Это и село Вадинск (бывший Керенский острог) в Пензенской области, и село Старое Погорелово (бывшая крепость Малый Корсун) в Ульяновской области, и город Инсар (бывший Инсарский острог) в Мордовии, и поселок Карсун (бывший Корсунский острог) в Ульяновской области. О завершении строительства последнего Хитрово доложил в Москву:
«меж реки Барыша к реке Корсуновки… на горе на Корсуне поставил город Корсун и всякими крепостьми укрепил. А от эти реки Корсуновки через корсуновскую степь до ермаковского лесу… учел делать засечные крепости, рубить тарасы и насыпать землею».
К концу 1647 года, то есть менее чем через два года после начала строительства, выросла мощная линия укреплений, обезопасившая южные и восточные рубежи Московского государства.
В ноябре 1647 года Богдан Хитрово вернулся в Москву, чтобы лично доложить о завершении работы. Алексей Михайлович настолько впечатлился результатами деятельности воеводы, что пожаловал его в окольничьи. Это был второй по значимости придворный чин после боярина. И хотя можно было получить перевод в более крупный город или возглавить важный приказ, в феврале 1648 года Богдан уже ехал в город Алатырь в Поволжье продолжить начатое дело: «ему на степи городы поставить и всякая крепости устроить», так было написано в царском указе.
Пришлось Хитрово заняться строительством ещё одного участка «засечной черты», чтобы соединить её с уже существующей и довести линию укреплений до Волги. К концу мая Хитрово заложил на высоком волжском берегу новую стратегическую крепость Синбирский острог, со временем превратившуюся в губернский город Симбирск, ныне Ульяновск.
Острог был заложен на Синбирской горе в виде квадрата из бревенчатых стен со стороной около 430 метров и глубоким рвом перед ними. С двух сторон естественной защитой служили реки — Волга и Свияга. По углам острог был укреплен деревянными башнями. Для въезда и входа были построены двое ворот. Прежде всего, в остроге поставили Троицкую церковь, а затем весь комплекс казенных зданий: таможня, воеводская и приказная избы, хлебный и другие амбары, рынок и всё прочее, необходимое для нормальной городской жизни.
Ныне на том месте, где стоял Синбирский острог, находится центральная городская площадь Ленина. Одновременно со строительством острога вокруг него начали строиться многочисленные слободы. Население молодого населенного пункта резко росло. Своевременность и необходимость его строительства через несколько лет была подтверждена делом. В 1670 году битва за Синбирск решила исход грандиозного крестьянского бунта, возглавляемого Степаном Разиным.
В период активного строительства Богданом Хитрово «засечной черты» было перестроено и модернизировано много уже существовавших крепостей, в том числе таких, как Тамбов, Саранск, Козлов. Все они были включены в единую цепь укреплений в качестве опорных пунктов. После того как строящаяся полоса укреплений сомкнулась с уже существующей, образовалась единая сплошная цепь укреплений общей длиной более 1000 км. «Засечная черта», таким образом, шла изогнутой линией от границы с Польшей через Белгород, Воронеж, Козлов, Тамбов, Керенск, Атемар и Карсун, создав непреодолимое препятствие для кочевых орд. Завершение строительства крепостей и сооружений «засечной черты» способствовало почти полному прекращению нападений со стороны Дикого поля на Московское государство, укрепило русскую власть в Поволжье и ускорило его развитие и освоение.
Алексей Михайлович за проведенную работу пожаловал Хитрово вотчину — село Городище (ныне посёлок Санчурск в Кировской области), а также «за городовое и засечное строение» к его поместному окладу было прибавлено 150 четей земли. В переводе на современные меры площади это означает около 75 гектаров.
Таким образом, трехлетняя деятельность Богдана Хитрово в качестве строителя укреплений способствовала его продвижению как государственного деятеля и вывела его в число самых влиятельных людей в истории России того времени.
Спасибо оформителю этой статьи, добавившему в текст нашего знаменитого мизантропа (и, как оказывается - еще и мизофона) великолепные...