Методика невероятно популярна во всём мире. И именно на ней выросли самые успешные люди. Например, Стив Джобс, Джордж Клуни, писатель Габриэль Гарсия Маркес, основатель Amazon Джеффри Безос и создатель Википедии Джимми Уэйлс, и многие другие.
Мудрый друг родителей
Теперь и у вас есть возможность воспитания ребенка по системе Монтессори. Книга «Энциклопедия Монтессори» поможет. Она подскажет, как разобраться со всеми родительскими вопросами. Вы поймёте это, как только увидите оглавление.
Главный плюс — фундаментальность книги. Она написана президентом Фонда Монтессори Тимом Селдином. Он сам был учеником школы Монтессори, затем педагогом и директором, и его дети воспитывались по этой системе воспитания. К тому же за его плечами — 40 лет опыта преподавания по заветам Марии Монтессори.
Он знает, как договариваться с детьми любого возраста, налаживать с ними диалог и решать все проблемы без ссор, наказания и крика. А главное — как воспитать самостоятельного и уверенного в себе ребёнка.
По заветам Монтессори
Сегодня сложно найти родителя, который никогда не слышал о Марии Монтессори.
Её подход к детям был прост. Она верила, что должна:
- уважать каждого ребёнка как личность;
- обеспечивать ребёнку максимально возможную свободу передвижений;
- помогать ребёнку становиться самостоятельным и без труда познавать мир.
И главное — «разжигать внутренний огонь познания в детях». Мария Монтессори и все педагоги её школ уверены, что детей нужно учить так, чтобы им было интересно и чтобы у них появился блеск в глазах, вызванный искренней радостью от познания мира.
Все эти важные принципы отражены в книге.
Что ещё в книге?
Внутри — копилка практических советов: как ухаживать за ребёнком с рождения до поступления в первый класс, как предотвращать детские истерики и учить дружбе, как прививать личную гигиену и рассказывать о других культурах. А ещё — развитие ребенка — развитие речи и сенсорного восприятия, математических навыков, навыка письма, чтения и музыкального слуха. Для каждой темы даются примеры и идеи игровых занятий.
Все ключевые идеи методики Монтессори описаны кратко и понятно.
- Много красивых иллюстраций, в том числе картинок-инструкций, по которым можно понять те или иные моменты, даже не читая книги.
- Простые ёмкие тексты, никакой воды и лишних отступлений.
- Море экспериментов и мастер-классов, которые помогут развить самые разные способности ребёнка.
А теперь — пара полезных отрывков из книги.
Как приучить малыша к домашним делам
Как считала Мария Монтессори: «Малыши хотят быть частью мира взрослых. Работа доставляет им такое же удовольствие, как и игра, если им позволяют ею заниматься».
Помогите малышу, просто предложив ему подходящие условия.
Сервировка стола. Купите набор детских столовых приборов. Обведите каждый из них, чтобы показать ребёнку, куда ставить тарелку и чашку.
Фотографии-этикетки. Наклейте на корзины для хранения игрушек фотографии, которые помогут ребёнку возвращать всё на свои места. Также фотографии можно наклеить на полку, и тогда они будут показывать, как она должна выглядеть, когда все игрушки расставлены по местам.
Место для игр. Дайте ребёнку небольшой коврик, чтобы обозначить его рабочую/игровую зону. Игрушки и пазлы расползаются по всей комнате, если не помочь ребёнку ограничить их определённым пространством. Небольшой коврик станет замечательным «ограничителем» на полу.
Как быстро надеть куртку. Самое сложное для малыша — надевать верхнюю одежду. Временами даже взрослому непросто нащупать рукав. В монтессори-садах зимой, когда большой группе малышей нужно одновременно надеть куртки, чтобы выйти на улицу, учат простой технике, позволяющей справляться с этой задачей с минимальным вмешательством взрослых.
Необычный эксперимент. Живой носок
В тёплое время года во время прогулок по лесу на одежду часто цепляются репей и семена других похожих растений. Предложите ребёнку надеть пару длинных гольфов поверх штанов и прогуляться там, где можно встретить такие растения.
По возвращении домой положите гольфы в тазик и поставьте его на солнце. Намочите гольфы и оставьте один конец в воде, чтобы он впитывал воду. Через неделю-другую семена начнут прорастать и у ребёнка появится «живой носок»!
Не каждый учитель становится родителем, но каждый родитель должен быть учителем. Это завет Марии Монтессори — одного из лучших педагогов XX века. Научитесь расширять возможности ребёнка, чтобы помочь ему полностью раскрыть свой потенциал.
По материалам книги «Энциклопедия Монтессори» Тима Селдина.
Из системы Монтессори можно брать некоторые (но не все!) рекомендации.
Они хороши для воспитания детей в доме. Например, те же фотографии, которые прикрепляются к полке с книгами или с игрушками, чтобы ребёнок знал, как должна выглядеть полка, если на ней всё расставлено правильно.
Очень хороши советы по умению правильно разложить посуду на столе.
А вот для детских садов эти советы, увы, не всегда хороши. Ребёнку предлагается сделать самому, и вроде бы это неплохо, но! - ему предлагается сделать что-то одному. В то время как, выполняя задачи вместе (я, например, помню, как мы в садике вместе вырезали украшения для гирлянд. Не по одиночке, а всей группой!) ребёнок учится не только что-то делать, но ещё и общаться. И сравнивать, насколько хорошо получается у него и у других. Это очень важно.
Сейчас пошла такая тенденция - разобщать людей. Почему бы этим не заняться в детском возрасте? Да ещё и под благовидным предлогом? Статья написана хорошо в плане подачи материала. Но рекомендации и советы Монтессори не всегда хороши.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А вот что писала о Монтессори Надежда Константиновна Крупская (напомню, не только жена Ленина, но и человек, создавший за короткий период разветвленную сеть детских садов в СССР): "Я видела детские сады в Швейцарии и Франции. Там учили только слушаться и работать в одиночку. Важно, чтобы работа детского сада была так организована, чтобы детям сначала в кругу небольших групп, а потом и в более широких группах постоянно приходилось разрешать общие трудовые и организационные [задачи]. Построй домик, сделай садик, но не в одиночку, а вдвоем, втроем, вчетвером. Играй не в одиночку, а вместе. Учись не в одиночку, а вместе.
Система Монтессори тем и нехороша, что она разъединяет, а не объединяет ребят".
1 Ответить
Елена Крылова, кто-кто, но не Надежда Константиновна Крупская имеет право что-либо говорить о воспитание детей. К созданию системы детских садов она имеет косвенное отношение, лишь только потому, что, как все приспешники революционной идеологии, считала необходимым освободить рабоче-крестьянскую женщину от домашней кабалы (моя мама - пережившая те времена, смеясь приговаривала:"раскОбылить женщин")и "дать ей возможность пахать на общее благо", а в садиках "воспитывать строителя коммунизма".
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Даёт хорошие советы. Но у нас они не приживутся, поскольку менталитет слишком стандартизирован: раздельное воспитание по полу, навязывание родителями, воспитателями садов детям мальчишеских и девчачьих игр. Нет свободы.
У нас когда взрослый видит, что, к примеру, девочка играет с машинками, конструирует, одёргивает её и напоминает, что девочка должна играть в спокойные игры с куклой. Взрослый не понимает, что девочка развивает аналитическое мышление, в будущем она может стать отличным инженером.
То же с мальчиками. Читала одну даму, она жаловалась, что сын, когда к его сестре приходят подружки, играет с ними в куклы. Дама волновалась, что он может стать гомосексуалистом, не зная, что ориентацию сформировать нельзя, это нечто врождённое, и её не изменить.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Екатерина Иванова, где это - про девочек не играющих в машинки, мальчиков не играющих куклами, Вы видели? Если это в каком - либо садике, то прочь из него, детям там делать нечего. Правда, как и в садике (центре развития), где кроме Монтессори, ничего другого не знают. Хотя к Монтессори отношусь с большущим уважением.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Уважаемый автор, Монтесори ни когда не ставила задачи, чтобы дети, которые пользовали её методику, "во многом опережали своих сверстников". Методика Монтесори позволяет детям в период освоения "предметной деятельности" (3-6 лет) заниматься этим - освоением, разнообразно и целенаправленно, а специалистам иметь возможность (при необходимости) корректировать этот процесс. Никакого ускоряющего развития в этой методике нет, и не было.
Вообще, ускоренного развития человеческим детям не нужно - оно идет согласно программе развития мозга и организма, заложенной природой.
Оценка статьи: 3
0 Ответить