Представьте себе, что все ваши мысли, которые вы подумали за всю свою жизнь, были опубликованы в виде книги. И вы эту книгу можете прочесть. Хорошая ли эта будет книга? Насколько толстая? Насколько интересно будет то, что в ней написано?
Это на самом деле очень важные вопросы. Потому что требования к хорошему мышлению — на самом деле точно такие же, что и требования к хорошей книге. Давайте рассмотрим эти требования.
Первое требование, которое не так уж и очевидно — в книге должен быть текст. То есть слова в ваших мыслях вообще должны быть. Потому что если мы проследим за собственным мышлением, то обнаружим, что часто мы вообще «не думаем»! В смысле, не используем слова. Мы просто что-то быстро вспоминаем и то, что вспомнили, быстро повторяем. Это называется — «действовать на автомате», «не думая».
То есть для начала надо вообще сделать мышление с помощью слов своей привычкой. Надо научиться думать словами как можно чаще и как можно больше.
Это подводит нас ко второму требованию — количеству текста. Очевидно, что чем длиннее текст — тем больше в нём информации. Короткая брошюрка не может содержать столько же знаний, сколько толстая книга. Соответственно, чем более длинные тексты ваше мышление способно генерировать — тем лучше.
И третье требование — это качество текста. То есть, собственно, его содержание. Как он разбит на предложения, насколько они связаны друг с другом и внутри себя. Какой стиль у этого текста, какой ритм, какая логика.
И тут я повторюсь еще раз: требования к качеству мышления точно такие же, что и требования к качеству литературы. Или к качеству речи. Чем отличается хорошая книга от плохой? Чем отличается хорошая речь от плохой? Хорошее мышление от плохого отличается тем же самым.
То есть, чтобы развивать свое мышление, полезно читать качественные книги и слушать качественные речи. И учиться самому писать, говорить и думать не менее качественно.
Вообще, говорение, писание и мышление — это на самом деле один и тот же процесс. И развитие любого из них — развивает все три. Впрочем, лучше всего все три и развивать. Чем лучше вы думаете — тем лучше говорите. Чем лучше говорите — тем лучше пишете. Чем лучше пишете — тем лучше думаете. И так далее, в любую сторону.
Фактически, чтобы развивать мышление, нужно изучать не столько психологию, сколько лингвистику и риторику. Есть даже целая наука — «психолингвистика», изучающая связь между мышлением и языком.
И это действительно хорошая новость о связи между письменной речью, устной речью и мышлением! Потому что пособий по умению думать очень мало, а вот пособий по умению писать и умению говорить — огромное количество. И примеров вокруг навалом — потому что все, абсолютно все люди хоть что-нибудь пишут и говорят. И ничто не мешает вам учиться этому у них у всех.
Поэтому — учитесь думать более качественные внутренние тексты. Учитесь улучшать то, что вы думаете, точно так же, как-то, что вы пишете и говорите. Пишите свою мысленную книгу всё лучше и лучше. И тогда и ваше мышление всё время будет становиться лучше.
Роман Солодов, Вспоминая Герцена, грех забывать, что он предсказал крах «нелепого социализма». Но Ленина это совершенно не...