В чем же её ценность?
Кто знает ваши недочёты лучше вас?
Вы помните свои пробы пера? Помните этапы учёбы и совершенствования своего мастерства? Тогда вы отлично знаете свои сильные и слабые стороны. При анализе текста вы будете искать свои типичные ошибки. Это могут быть неудачные формулировки, слова-паразиты или свойственный вашим произведениям нелогичный поворот событий: вы увидите всё это сразу. В то время как редактор может что-то и пропустить.
Субъективность сторонней критики
Критика — это сравнение с неким идеалом. А представления об идеале, во-первых, у всех разные, а во-вторых, часто меняются. Роман «Доктор Живаго» когда-то раскритиковали в Союзе писателей. Множеству писателей, которых мы сегодня называем классиками, приходилось пробиваться сквозь непонимание и негатив критиков. Назовём хотя бы Стендаля, Фолкнера, Булгакова, Набокова, Кафку… Да и читательские потребности постоянно меняются.
Субъективность критики может быть связана:
• с идеологией;
• со стилистическими предпочтениями общества;
• с господствующими литературными направлениями;
• со вкусами читателей.
В конце концов, у цензора может просто быть плохое настроение или у него были иные ожидания. Это вовсе не означает, что к негативным оценкам не нужно прислушиваться. Но если вы отнесётесь к самокритике серьёзно, то, как это ни парадоксально, сможете оценить свою работу более объективно.
Внутренний цензор — ваша совесть
Это ваша книга и именно вы за неё в ответе. Какой бы банальной не показалась эта мысль, некоторые авторы забывают об этом, перекладывая неудачу на редакторов, «удаливших из текста всё самое интересное», и критиков, «у которых не сложилась своя писательская карьера». Правьте произведение до тех пор, пока вы не будете им полностью довольны. Стал бы роман «Война и мир» шедевром мировой литературы, если бы Лев Толстой не переписывал его главы до семи раз? По выражению автора, отдельные сцены переделывались «до бесконечности».
Не путать с самоедством
Одно дело — осознавать свои недостатки и исправлять ошибки, совсем другое — отчаиваться, считая себя никчемным писателем, и опускать руки. Даже если вы начинающий автор, не стоит видеть в своём творчестве одни недочёты. Прежде чем заняться критикой, попробуйте посмотреть на свой текст со стороны и оценить его достоинства. А увидев их, старайтесь в дальнейшем их подчёркивать и развивать. Порой работы талантливых новичков оказываются ничуть не хуже, а иногда даже лучше, чем произведения иных маститых авторов.
«А вы ноктюрн сыграть могли бы»…
Не ставьте себе недостижимых целей. Не пытайтесь сделать всё и сразу. Конечно, предела совершенству нет, и не стоит «почивать на лаврах», получив первые положительные отзывы критиков и читателей. Но, чтобы осилить дорогу, надо сделать первый шаг. А потом второй, третий… Эти «шаги» уже можно рассчитать.
Ограничьте промежуток времени и определите горизонт для своей творческий мысли. Чего вам хотелось бы добиться в ближайший год? Научиться создавать оригинальную композицию? Яркие и живые образы? Точные и выразительные описания? Дерзайте! Ну, а если в процессе работы вы решите, что неплохо бы избавиться в своих творениях ещё и от… (продолжите сами), то все от этого только выиграют.
Что почитать?
Где найти образцы дельной самокритики? Николай Гоголь был очень требователен к себе. В «Авторской исповеди» он не только рассуждает о труде писателя и проводит анализ произведений, но также раскрывает секреты мастерства художника-реалиста. Нам кажется, что этот пример призван помочь начинающим писателям критически мыслить в процессе творческой работы.
Поинтересуйтесь, как оценивают писатели творчество собратьев по перу, возможно, вы возьмёте что-то на вооружение. Рекомендуем почитать книги «Блеск и нищета русской литературы» Сергея Довлатова, «Конец света: первые итоги» Фредерика Бегбедера.
Желаем успехов!
= Я б в писатели пошёл, // пусть меня научат.=
= Петь (писать) я не умею, но люблю =
"Пустое дело, ну, а если тянет, // пиши про рожь, // но больше про кобыл" (СЕ)
"Мало знать чистописаниев ремёсла, // расписать закат или цветенье редьки. // Вот когда душа к ребру примёрзла, // - ты её попробуй отогеть-ка" (ВМ)
Главное, конечно сила впечатлений от увиденного, услышанного, от узнанного. Если они блёклые, тусклые, биологические, никакие наставления не помогут написать кучерявый, красочный, смачный текст.
2 Ответить