Если рассматривать профориентацию как срез или совокупность полученных знаний, опыта, интересов, хобби, личных пристрастий, то возраст 15−16 лет — самый благоприятный! У подростка к этому моменту должна сформироваться картина мира, выделиться сфера интересов и увлечений, появиться представление — какой «Я», чего хочу и могу добиться. Но, к сожалению, не у всех эта картина чёткая и ясная, чаще всего к 15−16 годам мы сталкиваемся с подростками, которые не знают, чего хотят, им всё равно, кем быть…
С помощью разных тестов родители стремятся докопаться до скрытых талантов своего ребёнка, узнать, что для него будет хорошо, помочь ему с выбором профессии. Но почему подростки не знают, чего хотят, кем быть, в какой вуз поступать? Дело в том, что зрелое представление о своих целях, желаниях, интересах и самоопределении необходимо взращивать!
Ничего не появляется на пустом месте. Чтобы выросло дерево, нужно посадить семечко, полить его и создать оптимальные условия для того, чтобы оно выросло и стало плодоносить. Профориентация не исключение.
Чтобы к 15 годам подросток точно знал, чего он хочет, необходимо многие годы вкладывать в него знания о мире и разных профессиях. Необходимо говорить, рассказывать ребёнку о разных сферах жизни, о разных профессиональных направлениях. И первый опыт, первое знакомство с профессиями у ребёнка происходит уже в 3 года. Да-да, именно к трём годам мозг ребёнка идентичен мозгу взрослого человека на 90%, а к 25 годам — на 100%. К трём годам происходит окончательное формирование врождённых данных (тех способностей, талантов, которые присущи данному человеку).
Задача родителей — разносторонне развивать ребёнка, обеспечить должные условия для развития способностей. Создавая условия для изучения разных сфер интересов ребёнка, мы даём ему возможность попробовать себя, узнать, что нравится, а что нет.
Если на протяжении каждых трёх лет проводить небольшое тестирование по вопросам профориентации, то к 15−16 годам ребёнок сам скажет вам, кем хочет быть и куда он пойдёт учиться!
Что же касается тех, у кого постоянная нехватка времени, но необходимо сделать экстренный выбор (определения профессии для своего чада), то не отчаивайтесь. Обратитесь к специалистам, проведите с ребёнком несколько тестов, чтобы более точно увидеть картину его мировосприятия.
Сейчас разработано множество техник по профессиональному ориентированию. Вот некоторые из них:
1. ДДО («Дифференциально-диагностический опросник»). Результаты опросника ДДО показывают, к какой профессиональной сфере человек испытывает интерес.
2. Методика Л. А. Йовайши предназначена для определения склонности личности к различным сферам профессиональной деятельности — искусства, технических интересов, работы с людьми, умственного труда, физического труда и сфере материальных интересов.
3. Диагностика структуры сигнальных систем (Э. Ф. Зеер,
Желания ребёнка не всегда совпадают с его возможностями. Не зря по данному поводу звучат тосты. Рассказывал внуку - заканчивает 11 класс, о разных профессиях, получил ответ:
- Дед, по результату сдачи ЕГЭ буду смотреть - куда поступать. И я замолчал.
Доклад окончен, а жизнь продолжается.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
.
Статья написана из лучших побуждений, как площадка для обсуждения актуальной проблемы. Что мы имеем на выхлопе в данный момент? Многие публичные известные ВИПы по происхождению технари, но отказались от своего "дела жизни" и подались в иные сферы, куда угодно, только не за кульман или в цех серийного производства. Обратной движухи не отмечено. Сейчас преуспели "представители неконкретных профессий, - перечень которых будет продолговатый.
Оценка статьи без колебаний - 5 !
0 Ответить
О какой профориентации может идти речь? Можно вести речь только о первичной профориентации.
Не знаю ни одного человека который проработал всю жизнь по одной профессии. Даже крестьянин который только крестьянствовал, в начале занимался ручным трудом, потом учил молодежь (работа с людьми), потом советовал (интеллектуальная направленность), потом только рассказывал сказки (искусство). Надо конечно помогать стартовать, но и настраивать на мобильность. И не надо загонять молодежь в рамки своих предположений.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Грустно, что автор этого сумбурного текста берется оказывать психологические услуги...
0 Ответить
Знаете, главное - желание самого человека, тогда и море по колено))
Тесты ничего не дают, к тому же новые профессии появляются не по дням, а по часам. Профессия - это ведь не приговор. Можно начать физруком, а закончить блогером.
Наиболее хороший вариант это общение с кем-то, возможно, психолог. Но опять же, люди ошибаются.
Допустим заикаюсь я и боюсь публичных выступлений, но хочу быть артисткой. Знаю точные науки, по проф. ориентации мне нужно в сферу финансов, люди твердят, что какая из тебя артистка? Но желание берет вверх и человек становится тем, кем хочет.
Мне кажется, наоборот интересно жить разносторонне, никогда не знаешь, что за поворотом.
А как Вы определили чем хотите заниматься? Много профессий меняли?
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Спасибо за статью. Но у меня есть несколько возражений.
Откуда Вам известно, что к 3 годам мозг ребёнка идентичен мозгу взрослого на 90%? А к 25 годам - на 100%. Кто это измерял? И потом: разве 25-летний человек не взрослый?
То, что Вы называете тестированием - это совсем не тестирование. Я ссылаюсь на тот перечень методик, которые Вы указываете в статье. Это опросники, которые дают слишком общие представления об испытуемом. Кроме всего, эти методики не сейчас разработаны, а совсем давно. Думаю, что ДДО скоро "справит" (а может уже справил своё 50-летие).
И потом. Несколько сомнительной выглядит идея о том, что через каждые 3 года тестирования проясняют ситуацию окончательно и бесповоротно.
А почему Вы не говорите о том, что необходимо время для свободного полёта, когда человек должен много чего перепробовать? Почему с трёх лет надо ориентировать ребёнка к выбору профессии? Про мозг я молчу, потому что то, о чём Вы пишете, совсем не аргумент.
Ольга, Вы меня извините, ну уж коль Вы взялись за написание статьи на столь животпрепещущую проблему, следовало бы более серьёзно изучить эту тему.
Желаю Вам удачи!
Оценка статьи: 3
2 Ответить
Таисия, Вы правы, ДДО скоро полтинник. Его автор Евгений Александрович Климов очень расстраивался, когда ему сообщали, что до сих пор работают по его методикам. Есть несколько поздних модификаций, но чаще используют старый вариант с вопросами типа "нравится ли вам работать на телетайпе" и "оценивать качество граммпластинок".
0 Ответить
"Если на протяжении каждых трёх лет проводить небольшое тестирование по вопросам профориентации, то к 15−16 годам ребёнок сам скажет вам, кем хочет быть и куда он пойдёт учиться!"
Автор: Ольга Китаина
Источник: https://www.shkolazhizni.ru/family/articles/76773/
© Shkolazhizni.ru
ну, вот это вот так наивно, так наивно, ну, никак не из нашей жизни
0 Ответить