В Каунасе всегда холодно, в любое время года, даже летом. Наверное, это от того, что здесь ветры. А ветры, возможно, потому, что город стоит в месте впадения двух рек — Немана и Няриса.
Этимология названия города не вполне ясна. Люди здесь жили издавна — со второго тысячелетия до нашей эры, это подтверждается археологическими раскопками. Есть, конечно, и своя народная легенда, как водится, ничем не подтвержденная. Но легенда красивая.
Якобы был в древнем Риме знатный человек по имени Палемон. Спасаясь от зверств своего родственника, императора Нерона, Палемон вместе с другими родами «зо всеми скарбами» и «взяв с собой астронома» приплыл в незнакомый лесной край. Здесь он и основал династию князей Палемоновичей. Эта баснословная история, упоминавшаяся в белорусско-литовских летописях 16 века, сейчас однозначно опровергается.
Это было бы забавно, если бы не было еще забавнее. Русская знать ведь тоже любила легенды о своих родах, и многие старались вывести свою генеалогическую линию из древнего Рима. Кто от кого. И вот вдруг получается, что знаменитый род великих мореплавателей-адмиралов (например, Архипелаг Римского-Корсакова), многочисленных генерал-губернаторов (город Корсаков), врачей (синдром Корсакова) и композитора (Римские-Корсаковы) — они не просто изначально выходцы из Литвы, но и потомки того самого Палемона. Дескать, потому и Римские они, эти Корсаковы.
На самом деле, достоверно известно только о более позднем родоначальнике рода Корсаковых (и Милославских заодно) — чешско-литовском деятеле Жигмонте Корсаке, который как раз был подданным Священной Римской империи (Римский), но при этом род свой вел от потомков ордынского царя Чингиза…
Возможно, сами литовцы этой легендой о Палемоне когда-то хотели привести свою государственность к римским корням (в этом они совсем не одиноки), а заодно лишний раз обратить внимание на свой удивительный язык, который является «самым индоевропейским», если можно так выразиться. Известный литовский поэт (ныне проживающий в США) Томас Венцлова пишет, что ради этого стал изучать в университете санскрит, но, правда, быстро сдался. Не осилил, хотя литовский вроде бы самый недалеко ушедший.
Действительно, литовский язык очень древний, при этом сохранившийся в чистоте. От него веет архаикой, при этом постоянно слышатся «римские» слова особенно окончания: ignis — «ugnis» («огонь»), ovis — «avis» — («овца»). Очень трудный язык.
Легенда, скорее всего, просто легенда (но в городе есть район в честь предполагаемого римлянина — Palemonas). Однако те племена, которые здесь жили (вероятнее всего, балты, может быть, вперемешку со славянами), с Римом как-то умудрялись взаимодействовать — торговали янтарем. О существовании Янтарного пути было известно давным-давно. Тем не менее по легенде, одного из легендарных сыновей легендарного Палемона звали Кунос, якобы он и основал Каунас. По другой версии, само слово Каунас обозначает «низкое, топкое, болотистое место».
По письменным источникам город стал известен в 1361 году. Главным образом — своим знаменитым замком, который уже был построен. Тогда Великий магистр Тевтонского ордена отправил на разведку людей, они и описали укрепления и силы литовцев. В следующем году Тевтонский орден захватил Каунас и разрушил замок.
Старинный замок был снова отстроен, а судьбу Тевтонского ордена позже окончательно решили литовско-польские войска с участием русских и татарских отрядов в Грюнвальдской битве. По крайней мере, крестоносцы уже не смогли оправиться, Орден прекратил экспансию, а потом и вовсе захирел.
Вот с замка и нужно начинать. Прогуляться в окрестностях, может, и зайти внутрь. А потом — в Старый город, сначала к ратуше и церкви.
Церковь Св. Франциска Ксаверия построена иезуитами. Последние строили в городе не только церкви, но и школы, и больницы. В этой церкви благословляют путешественников. Там можно встретить кого угодно: вот стоят вездесущие японцы или столь же вездесущие китайцы. Вряд ли все они католики, но почему бы и не получить благословение в дальнюю дорогу?
Если окажетесь у ратуши в нужный час, то вас ждет представление с выстрелом из пушки.
«Стреляли…» — вспомните вы старый советский афоризм из знаменитого фильма и пойдете дальше. Вот и мы пройдем дальше по Каунасу — в следующий раз.
Роман Солодов, Вспоминая Герцена, грех забывать, что он предсказал крах «нелепого социализма». Но Ленина это совершенно не...