На примере этой известной картины мы снова видим, как Суриков применяет свой любимый прием: управляет взглядом зрителя, заставляя его рассматривать картину в определенном порядке, таком, который лучше раскрывает содержание многофигурной композиции картины. Поэтому охотно пойдем на «сотрудничество» с художником и получим удовольствие от того, как ловко мы можем «считывать» невербальную информацию, записанную в картине.
Итак, кто главный герой этой картины? Конечно, боярыня Морозова.
Феодосия Морозова (1632 — 1675) была знаменитой деятельницей русского раскола, сподвижницей протопопа Аввакума. Она принадлежала богатому и знатному боярскому роду, входила в окружение царицы. После смерти мужа и его брата она стала еще более богатой.
Не одобряя религиозных реформ патриарха Никона, Феодосия Морозова общалась с главой старообрядцев, протопопом Аввакумом и занималась филантропией среди единоверцев. Она даже тайно постриглась в монахини по старому обряду.
Царь Алексей Михайлович сначала пытался вразумить Морозову словами и делом (у нее были конфискованы в царскую казну некоторые имения). Затем ее подвергли домашнему аресту, а потому заключили в Чудов монастырь. Этот монастырь находился на территории Кремля, на Ивановской площади, между Кремлевской стеной и колокольней Ивана Великого. В конце 1674 года боярыню Морозову со сподвижницей княгиней Урусовой выслали в Боровск, где уморили голодом в земляной яме-тюрьме.
На картине изображен момент, когда боярыню Морозову везут из ее дома в Чудов монастырь. Это произошло в ноябре 1671 года.
То, что главным героем картины является боярыня Морозова, следует и из самого названия картины, и из того, что фанатичная боярыня-страстотерпица изображена в центре картины. Да еще с демонстративно поднятой рукой. За Бога, мол, и на казнь готова.
Есть ли на картине Сурикова еще один главный герой? Любой, кто видел картину хотя бы один раз, легко ответит на этот вопрос. Конечно, есть! Это юродивый, который сидит в правом нижнем углу картины. Юродивый изображен так живо и так четко, что запоминается с первого же взгляда. К тому же он — единственный из множества людей, изображенных на картине, кто выражает одобрение боярыне-диссидентке. Только он отвечает на ее высоко поднятое запретное двуперстие, тем же символом веры.
Русский художник сделал все, чтобы взгляд зрителя скользил по линии между этими двумя двуперстиями. Благодаря этому скольжению, зритель картины может внимательно разглядеть портреты людей, сосредоточенных в правой части. Именно здесь — сочувствующие, непонимающие, верующие. Именно в правом верхнем углу — икона Богородицы.
Распространена легенда о том, что художник был недоволен статичностью уже почти готовой картины. Не возникало чувства, что сани, на которых везут в узилище опальную боярыню, движутся. И только когда Суриков пришил к низу картины дополнительный кусок холста и нарисовал на нем снег, сани «поехали». А чтобы добавить динамики, слева был нарисован бегущий мальчик.
Искусствоведы эту легенду опровергают. Никакого шва в нижней части холста не найдено. Однако они замечают, что саням, действительно, было «тесновато». Картину следовало бы увеличить, но не по высоте, а по ширине. Однако в этом случае развалилась бы вся многофигурная композиция в правой части, к которой живописец всеми художественными способами привлекал внимание. Это многофигурье держит как раз его плотность, скученность, любимый Суриковым «парчовый ковер».
Тогда Суриков пошел на хитрость. Он, конечно, был художником-реалистом. Но в первую очередь — все же художником. Для увеличения впечатления, производимого картиной на зрителя, он нарушил закон перспективы. Если присмотреться, можно увидеть, что линии, проведенные по головам (или по ногам) толпы, сходятся в одной точке, а линии, проведенные от полозьев и бортов саней — в другой. У «Боярыни Морозовой» двойная перспектива!
Надо сказать, что в конце 19 века русская живопись не отделяла себя от живописи мировой, то есть в те годы — европейской. Искания
В данном случае намеренно допущенная неправильность в изображении увеличивает впечатление от картины. Феодосия Морозова немного приподнята над окружающей ее толпой. А сани с боярыней словно бы улетают в небо.
Про двойную перспективу узнала впервые. А то, что сани улетают в небо - интересный подход к описанию, но мне так не кажется.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Магдалина Гросс, Вам правильно "не кажется". Сани в небо не летят. Они мчатся в толпу, стоящую сплошной стеной. То есть, нет дороги у этой веры, она ведет в тупик. И Суриков правильно все подметил - он потому и сделал молодую физически боярыню старухой - отжившему на Руси нет места. Потому картина Сурикова и гениальна. На мой взгляд, это его лучшая картина. Кстати о реформе Никона: да, он вводил ее насильственными мерами, ибо тогда в 17 веке не было другой возможности кроме насилия. Меры убеждения ограничивались кнутом и дыбой. Других способов Русь ( да вся Европа) не знала. Старая религия была тормозом на пути движения страны вперед. Вспомните, в это время Европа уже прошла эпоху Возрождения, а на Руси ничего не было, кроме мракобесия старой веры, запрещающей все новое, нетрадиционное. Восхвалять эту веру, сожалеть о новом, мне кажется не стоит. Старая вера держала страну за железным занавесом. Посмотрите на современных старообрядцев. Попадите к ним село сегодня. Воды не дадут испить.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
А боярыня вовсе не в центре, а в одной трети ширины слева, как смотреть, две трети справа. По высоте такое же соотношение: всё по правилам "золотого сечения" и по ряду чисел Фибоначчи.
0 Ответить
любя творчество Василия Сурикова, замечу, его кисть (то ли ошибочно или заигрыванием с ...) исказила лик героини. Боярыня была молода, красива. Манерами, умом и некоторым даром, который угадывал каждый, кто знал ее - была привлекательна. Соблюдение всех норм, обычаев и правил поведения, только увеличивали круг знакомств. Известна ее решительность в участии к нуждающим. Лицом была бела (отнюдь не черна, как на картине), румяна. Овал лица правильный. Она не были и близко похожа на суриковское чудище. Да, женщина отличалась большой твердостью в следовании полученных в семье убеждений. А в светской жизни была хозяйка и мать, занятая сыном и домашними делами. Известно, "реформа" Никона была задумана и выполнена в обычном стиле и приемах любого властолюбца. Для самого Никона она была средством утверждения власти. Весь перечень «реформирования» состоял из пустых практически не содержательных изменений и уточнений. В большинстве своем выдуманных и связанных с трудностями россиян правильно перевести греческие книги. На деле «защитники реформ» стали гонителями и страсто-убийцами своих же соплеменников. Такое проведение реформы на прямую разрушало один из главных заветов Христа о любви и терпимости христианина не только к ближнему, но к врагу. Жаль что в российском обществе, с потерей традиций Новгорода и Пскова, отсутствовало гражданское общество. После преступного похода на Новгород Ивана 3, на Руси исчезло законом и судом охраняемая неприкосновенность частной собственности. Новгородцы в своем большинстве были грамотны и сведущи в языках. Великому Новгороду уже в Х11 в. было известно, что неприкосновенность частной собственности является самым верным сторожем беспокойной границы между гражданином и государством. Учиненное Иваном 3 варварство обернулось тем, что «люди стали всюду связаны. Делали и торговали они тайком, в молчанку со страхом и трепетом, укрываясь от огромной толпы кормленщиков. Всякое место наполнено кабаками, заставами и тайными доносчиками» (Ю Крижанич). Саму память о свободном гражданском обществе окончательно загубил кровавый поход на Новгород Ивана 4 Ужасного. С той поры «не умеют на Руси люди меры держать, средним путем ходить. То в правительстве безволие, то свирепость» (Ю Крижанич) . Известно что от Греции пришло благословение (?) на престол всех наших церковных чинов. Патриархи греческой церкви гласно с тревогой не раз высказывали Никону и царской знати сомнение к составу "новаций". Новации не были приняты в большим числом россиян, которым суждено было называться "староверами". Гонения боярины были скорее всего связаны с соблазном царя заполучить большое имущество вдовы. Для сокрытия такого отвратительного умысла прибегли к пыткам на дыбе, где ее пытались переубедить в верности старой вере. Хорошо зная что от таких «аргументов» женщина станет только тверже в своих усвоенных в семье и окружающем ее обществе правил. Суриков (по причинам о которых можно гадать) изобразил героиню иступленной старухой черным с надсадой лицом. Ее можно только лишь пожалеть... бог ему судия, но россиянам необходимо помнить, что староверы дали нам самые великолепные образцы служения отчизне на предпринимательской и купеческой ниве. Поскольку Морозову везут наши замечательные изверги в земляную яму, то кудреватые затейки о «летящих санях в небо» Марк Блау верно позаимствовал из сказок Афанасьева? Феодосию Морозову поместили в яму умирать от голода и холода. А ее 14 верных слуг (будь то бы за принадлежность к старой вере) «христиане -
0 Ответить
николай неклюдов, А ее 14 верных слуг (будь то бы за принадлежность к старой вере) «христиане - никонианцы благополучно сожгли, предварительно заперев в избу.
0 Ответить
любя картины В. Сурикова, замечу, его кисть (ошибочно или заигрыванием с ...) исказила лик героини. Боярыня была молода, красива. манерами, умом и неким даром, каждый угадывал ее привлекательность. Соблюдение обычаев и правил, увеличивали круг знакомств. Известна ее участие к нуждающим. Лицом была отнюдь не черна и близко не похожа на чудище. Да отличалась твердостью в следовании полученных в семье убеждений. в светской жизни хозяйка и мать, занятая сыном и домашними делами.
Известно, "реформа" Никона была задумана и выполнена в стиле властолюбца. Никона была средством утверждения власти. перечень «реформирования» состоял из пустых не содержательных изменений. В большинстве выдуманных в связи с трудностями россиян перевести греческие книги. На деле «защитники реформ» это гонители и страсто-убийцами своих соплеменников. Такое реформирование разрушало один из заветов Христа о любви и терпимости христианина не только к ближнему, но к врагу. жаль что в российском обществе, с потерей традиций Новгорода и Пскова, отсутствовало гражданское общество. После преступного похода на Н
1 Ответить
Роман Солодов
Какие факты "реакционного фанатизма" Вам известны в житии Феодосии?
Морозова скорее похожа на безобидного И. Дадина, что уверовал (не фанатично) в действие Конституции РФ.
0 Ответить
при всей любви к творчеству Василия Ивановича Сурикова, вынужден заметить, его кисть (то ли ошибочно или заигрыванием с ...) исказила лик героини. Боярыня Морозова была молода, красива. Своими манерами, умом и некоторым даром, который угадывал каждый, кто знает ее была привлекательна. Соблюдение всех норм, обычаев и правил поведения, только увеличивали круг знакомств. Все знали о ее решительности в участии к нуждающим. Лицом была бела (отнюдь не черна, как на картине), румяна. Овал лица правильный. Она не были и близко похожа на суриковское чудище. Действительно, женщина отличалась большой твердостью в следовании полученных в семье убеждений. А в светской жизни была хозяйка и мать, занятая сыном и домашними делами. Известно, "реформа" Никона была задумана и выполнена в обычном стиле и приемах любого властолюбца. Для самого Никона она была средством утверждения власти. Весь перечень «реформирования» состоял из пустых практически не содержательных изменений и уточнений. В большинстве своем выдуманных и связанных с трудностями россиян правильно перевести греческие книги. На деле «за
1 Ответить
николай неклюдов, прочитал Ваши комментарии с интересом по электронной почте. Но почему-то на сайте они обрезаны?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Олег Стражников, на известной картине Степан Разин похож на Сурикова. Мне нравится шершавая, историческая манера живописи Сурикова.
... С оказией приглашаю почитать две моих свежих статьи о полиции и о ...тормозах в личке.
0 Ответить
Олег Стражников, А Вам на почту длинные приходят какие-то, другие? То есть, текст не обрывается, а продолжается еще?
0 Ответить
Олеся Тимофеева, мне вот так пришло по почте:
читать дальше →
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Олег, спасибо. Я поняла. Мы сначала сделали ограничение на 2000 символов, а потом видим - мало, не хватает читателям, увеличили до 3500. Видимо как раз в жтот момент и случился комментарий Николая.
Будем считать, что это не сбой, а накладка.
Дорогие комментаторы! Спасибо вам огромное за терпение и понимание. Оно у меня порой заканчивается, но смотрю на вас и беру себя в руки
2 Ответить
Олеся, просто интересные комментарии, очень хорошо, что выяснили и решили!
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Олеся Тимофеева, опять "половинит" текст?
что это?
неужели с нова моя неопытность?
отсутствуе окончание предложения "А ее 14 верных слуг (будь то бы за принадлежность к старой вере) «христиане - никонианцы» сожгли живьем в срубе?.
0 Ответить
николай неклюдов, что значит, опять?
Сейчас сообщения оборвались по той причине, что превышено количество допустимых знаков. Сначала это было 2000, потом мы увеличили их количество до 3500 знаков.
Это ограничение мы были вынуждены добавить из-за недавней атаки спамеров, которые автоматически загрузили сообшения свыше 500тыс знаков, что вызвало зависание раздела "Комметарии".
Я поставлю задачу программисту и мы сделаем пометку о количестве знаков.
0 Ответить
Олеся Тимофеева, спасибо за пояснение о "лимите"
вполне понимаю извиняюсь за свое нетерпение
впредь, если набежит на меня «легкость необыкновенная в мыслях. И вдруг скажу себе: Пожалуй, изволь братец! Да тут же в один вечер, напишу опус выше 3500 знаков... То в журнал Ваш помещая буду делить».
1 Ответить
николай неклюдов, у меня тоже происходили абырвалги текста и никакая редактура не помогала. А тут ещё и сообщения вообще не стали уходить: "Подождите" светится неопределённо долго, терпёж иссякает, уходишь пить чай и всё накрывается медным тазом.
0 Ответить
Сергей Дмитриев, До сих пор светится "Подождите"? Алина все исправила и у меня сообщения грузятся нормально, ссылки в оповещениях на почте тоже корректны.
0 Ответить
Олеся Тимофеева, редактором не удалось отделить техничку от Алины.
0 Ответить
Сергей Дмитриев, я отделила, мне удалось
Я рада, что заработали оповещения.
0 Ответить
Олеся Тимофеева, а у меня не получалось, но надеюсь...
0 Ответить
Олеся Тимофеева, после затяжного сбоя сработал переход по ссылке. Техничка Алина не зря получает з/п. Ну, теперь держитесь комментаторы и авторы.
0 Ответить
Г-н Блау! Не улетают в небо сани, ее повозка упирается в стену! Вот что главное в этой картине - не сочувствие, но показ бессмысленности ее протеста, ибо он, этот протест, является призывом вернуться в прошлое, от которого Россия уходила с такими муками. Суриков показал, что у реакционного фанатизма нет будущего в этой стране, несмотря на юродивых. Кто еще кроме этого убогого ее поддерживает? Нет таких! Жалость, сочувствие, понимание ее страданий - все, что угодно, но не поддержка!
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Лица четырёх женщин справа однотипные и напоминают врубелевских.Юродивый, нищая с торбой и смеющийся светловолосый мальчик(?) справа от головы возницы - курносые, как сам Суриков.
Боярыня наших дней - Фарион на(в) Украине.
0 Ответить
Интересно, особенно про двойную перспективу и полет в небо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить