Профессиональный макрофотограф… Есть ещё, оказывается, и такие. Непривычно как-то звучит. Однако, по мере совершенствования современных цифровых компактных фотокамер, всё больше людей пробуют себя в этом фотожанре. Дело это захватывающее, хотя и очень непростое. Попробуйте-ка приблизиться к юркой ящерице или стрекочущему кузнечику! А сфотографировать отражение рассвета в капельке росы? В этой статье я хочу дать несколько советов именно тем, кто пробует запечатлеть этот удивительный мир, который обычный человек даже и не замечает. Итак:
1. Старайтесь больше узнать об объектах макросъёмки заранее. Так Вы избежите множества трудностей. Потери времени из-за элементарной неподготовленности невосполнимы вообще.
2. Будьте готовы снимать везде! Всегда носите камеру с собой. Ищите новые места для съёмок всегда. И не забывайте про старые…
3. Попробуйте снимать ночью. Источник света — наголовный фонарик, и вперёд, к новым шедеврам, благо режим ночной съёмки есть практически в любой современной камере.
4. Большинство современных компактов позволяют сделать серию снимков. Медленно, плавно двигаем аппарат и получаем серию снимков, из которых потом выбираем удачные. Чем больше вы тренируетесь, тем больше будет удачных снимков. Также можно снимать движущиеся объекты, но тогда камера должна быть зафиксирована.
5. Насадочные линзы для макросъёмки доступны уже и для многих «мыльниц». Одел линзу — и начал щёлкать. Однако надо учесть, что линза сильно снижает световой поток и снимок получается нерезким. Вывод — снимать с линзой надо или в солнечную погоду, или же позаботиться об искусственной подсветке.
6. Вспышка цифрового компакта испортит (да, да, на 100%) любой макроснимок! Следовательно, её надо выключить, либо рассеять свет от вспышки. Простейший способ сделать это — сделать «закрывашку» для вспышки из любого полупрозрачного пластика. Если же Вы хотите «заточить» Ваш компакт только под макросъёмку, рекомендую ознакомиться со статьёй известного фотографа Павла Корзуновича macro.internity.ru/how/olympusc740_pakor .
7. Макросъёмка обычно ведётся с очень близкого расстояния. Пыльца с растений, пыль, капельки росы, попадая на объектив, могут безнадёжно испортить его. Если на Ваш компакт выпускаются ультрафиолетовые фильтры, не пожалейте, разоритесь на эту, такую нужную при макросъёмке, деталь камеры. Если учесть, что макросъёмка обычно ведётся в ясную, солнечную погоду, то фильтр будет работать и по своему прямому назначению, и как защита объектива от пыли, грязи, пыльцы, воды и других агрессивных веществ.
8. Штатив! Макросъёмка без штатива — нонсенс. Так быть просто не должно. Любое, самое микроскомическое движение — и снимок безнадёжно испорчен! Но немногие знают, что можно фиксировать не только камеру, но и объект съёмки. «Штатив» для объекта — это всё, что обездвижит то, что Вы снимаете. А вот как Вы это сделаете — подумайте, поэкспериментируйте.
9. Если в камере предусмотрен режим ручной фокусировки, фокусируйтесь вручную.
10. В отличие от портретной и пейзажной съёмки, макросъёмку лучше проводить в ясную, солнечную погоду.
11. Тщательно планируйте время съёмки. Утром, например, неактивны насекомые, что позволяет не торопясь снять, например, стрекозу или кузнечика. А паучок на покрытой росой паутинке! А вот цветы утром обычно закрыты, хотя капельки росы смотрятся очень эффектно! Раскрою один секрет. Росу на растениях можно сделать очень просто. Натрём листья и лепестки глицерином и сбрызнем водой из распылителя. Попробуйте, не пожалеете! Глицерин можно купить в хозяйственном магазине или аптеке. А цветы с росой снять в полдень, когда они полностью раскрыты!
12. Чаще используйте искусственный фон. Кепка, фонарик, рюкзак, снятая майка… Светлый фон подчеркнёт силуэт, тёмный — фактуру объекта. Также попробуйте использовать в качестве фона… небо.
13. Ищите интересные ракурсы! Уже никому неинтересна макросъёмка «в лоб», даже проведённая по всем правилам.
14. И самое Главное! Учитесь. Экспериментируйте. Ничто, никакие посторонние советы не заменят Ваш личный опыт. Бесценный опыт.
Удачи!
Кстати, вот о том же, только чуток побольше.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Советы дельные, но №2 относится к фото вообще, а не только к макро. И его стоило бы поставить на первое место.
До большинства дошел своим умом и опытом, который "сын ошибок трудных". Но добавил бы еще один совет:
Для макро крайне важна хорошая глубина резкости, а ее на мыльницах можно получить почти только зажиманием диафрагмы. Но тут мыльница оправдывает свое название - объектив начинает "мылить", т.к. уже за счет слабой оптики изображение теряет резкость по всей площади. Так что баланс между глубиной резкости и резкостью как таковой приходится ловить индивидуально.
Кстати, ссылка http://macro.internity.ru/how/olympusc740_pakor нерабочая.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
5!
0 Ответить
5. Интересно и познавательно, особенно для начинающих.
(Михаил, в заголовке, в слове "макрофотосЪемка" у Вас мягкий знак.)
Оценка статьи: 5
0 Ответить
не совсем поняла, как это носить с собой штатив и как успевать его расставить? за это время все бабочки-кузнечики давно улетят.
0 Ответить
Так сначала надо все расставить, для прикорма бабочек всякую дрянь разложить - гниющие фрукты, как, помню, в одном фильме, или еще что погаже - и залечь рядом не дыша... Так настоящие натуралисты делают. Правда, не с мыльницами.
Оценка статьи: 2
0 Ответить
хорошие советы для пользоавтелей. Подписываюсь, сам до многого дошел, вместо того, чтоб прочесть дельные статьи))
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Полезные советы.
Сам с мыльницей макрофотграфией на занимался. Только плёночной зеркалкой с кольцами или специальной гофрированной насадкой между аппаратом и объективом.
0 Ответить
Михаил и без штатива можно снимать с отличным качество. У меня Олимпус ФЕ-190 и я делаю с помощью его прекрасные снимки в том числе и в режиме макросъёмки.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
А никто и не спорит, что снимать можно без штатива!
Но, процент несмазанных кадров со штативом гораздо выше!
Вот пример , правда несколько из другой области.
Я ездил недавно полазить на скалы под Белой Калитвой и снимал без штатива, с руки. Ну, забыл просто, когда собирался. Так вот, из более 1200 (тысячи двухсот) кадров несмазанными получились только 20 (двадцать). Руки дрожали...
Процент выхода меньше 0,2 %.
Самое обидное, что на экране камеры этого не видно!
Вот, такая грустная статистика.
Груздев Михаил
0 Ответить
Насчет натирания листьев чем бы то ни было.
Этого делать не надо. Это - инсценировка. Природа дает много возможностей фоткать себя в натуре такой, какая она есть. Врать - грех.
Хороший совет - насчет экранов. Белые подручные штучки именно именно как экраны следует рассматривать, они добавляют объектам съемки освещенности, позволяют рисовать фактуру и объем.
Съемка в 3/4 оборота дает наилучшие результаты на любых объектах.
Оценка статьи: 2
0 Ответить